Глава 2. Подбираем ключи (ІI)
История толкования “Райских яблок”
(окончание)
* * *
Удивительным образом всё связанное с Высоцким идет мимо традиции. Кажется, такого русского поэта, как он, так вросшего в специфическую советскую жизнь, может понять только человек одной с ним культуры, ментальности, одного с ним языка. Но самая содержательная работа о “Конях” - замечательная статья 1988 года в то время студентки болгарки Тани Галчевой, и самая содержательная работа о “Яблоках” - статья польской исследовательницы Анны Беднарчик. А мы? Может, мы слишком погружены в контекст русской литературы, слишком хорошо ее знаем, и замечаемые нами переклички с нею текстов Высоцкого заслоняют отличия, то есть самое ценное - собственно высоцкое?..
Статья А.Беднарчик важна и еще одним. В ней, как и в других работах об РЯ, не отмечены некоторые очевидные мотивы. И если уж их не заметил такой чуткий и внимательный читатель, значит, эти детали по каким-то не только личным причинам проходят мимо сознания пишущих об этой песне.
Главные не замечаемые нюансы текста РЯ, которые невозможно истолковать в рамках традиционных представлений о сюжете “Яблок”:
- ворота без ограды,
- убийство в спину,
- убийство в лоб,
- ворованные клячи,
- множественность яблок.
Впрочем, по-видимому, не только географическое, но и временнОе расстояние может играть позитивную роль, позволяя автору другого поколения увидеть то, чего не заметили его опытные коллеги. Я имею в виду студенческую работу Т.Соколовой - статью “Трансформация жанра баллады в стихотворении В.Высоцкого "Райские яблоки"”
[40*]. В частности, она называет до того никем не отмеченные изменения в рае, которые приносит с собой герой:
“... с приходом в “рай” лирического героя что-то меняется. Описательная интонация сменяется энергичным восклицанием:
Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом,
Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел.
Действие нарушает статичность окружающего мира. Герой в позднем варианте стихотворения уже не бросается за всеми в "распрекрасную ту благодать", а проезжает мимо”
[41*].
Еще одно никем до Т.Соколовой не отмеченное свойство “Яблок” - всезнание героя, ему всё известно наперед:
“Внешний, явный конфликт (предполагаемая смерть героя) значительно снижен, лишён таинственности: смерть героя является лишь поводом для перехода в мир ирреальный. У него есть цель, он знает, чего хочет достигнуть. Но он также и знает, что ждёт его там:
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок...
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Никакого неожиданного столкновения с ирреальным миром нет, как нет и суеверного страха перед неизвестным”
[42*].
Ну понятно, что раз нет неизвестного, нет и страха. Странно только, что большие знатоки теории, почитатели жанра баллады, писавшие о “Яблоках”, не заметили очевидного отступления РЯ от канона жанра.
Знаков всезнания героя в тексте РЯ действительно много. Например, он еще только везет ей яблоки, но уже точно знает, что она ждет его и дождется (“для тебя я везу, ты меня и из рая ждала”).
До Т.Соколовой никто не связывал образ апостола Петра с мотивом верного и ложного пути:
“Образ апостола Петра возникает в связи с тем, что на протяжении всей баллады перед нами разворачивается полемика между верным и ложным путём. Его путь к познанию истины тоже был тяжёл (он трижды отрекся), но он достиг её”
[43*].
Правда, предложенное истолкование этой связи неверно (мы коснемся этой темы в соответствующей главе).
И главное, увиденное студенткой и оказавшееся скрытым от глаз опытных литературоведов, прочно пребывающих в плену привычных представлений, - это то, что ворота в “Райских яблоках” можно легко обойти, следовательно сидение этапа перед ними абсурдно:
“... они уверены, что там, за воротами, рай, они терпеливо ждут, когда их туда впустят. Они даже не понимают, что эти ворота можно обойти, ведь нет ни забора, ни ограды”
[44*].
* * *
Есть еще одна публикация о “Яблоках”, о которой должно сказать особо, мы уже о ней упоминали, - эссе Ю.Шатина “Баллада о саде”. Наука о Высоцком не всегда будет находиться в том плачевном состоянии, в котором пребывает сейчас. Но как бы ни расцвело высоцковедение, это эссе всегда будет занимать в нём исключительное место благодаря мысли Юрия Шатина, что основной принцип “Яблок” и творчества Высоцкого в целом - демифологизация
[45*]. Как традиционный культурный образ, сад - “проспекция в будущее на небе или на Земле, <...> перспектива будущего, но перспектива эфемерная, иллюзионистская. Реальный сад - это ферма для возделывания плодов <...>”
[46*].
Без преувеличения: идея Шатина о демифологизации - гениальная догадка, тот самый золотой ключик ко всему художественному миру Высоцкого. И можно только поражаться и печалиться, что человек, которому эта счастливая мысль пришла в голову, по-видимому, не понял этого, так как своим озарением не воспользовался. Не посмотрел на сюжет “Яблок” с этой точки зрения, не проанализировал текст с этой позиции. Увы, ничто из сказанного в эссе Шатина о “Яблоках” с этой его догадкой не связано...
* * *
Сюжет “Райских яблок” от своего начала в наброске “Я когда упаду…”
[47] до завершения в песенных вариантах проделал большой путь. Немалый путь прошел и герой. С чего он начал? Что с ним происходило в пути? К чему пришел на финише? Без анализа текста ответы на эти вопросы не найти.
Обилие деталей “Яблок”, которые не укладываются в существующие трактовки, означает, что нужно сменить ракурс, посмотреть на сюжет с другой точки зрения. Читатель, конечно, догадался, что в этой книге мы с ним пойдем по дороге демифологизации.
_______
[40*] Соколова Т. Трансформация жанра баллады... С. 134-137.
[41*] Там же. С. 135.
[42*] Там же. С. 135-136.
[43*] Там же. С. 137.
[44*] Там же. С. 136.
[45*] Шатин Ю. Баллада о саде. Цит. по:
http://otblesk.com/vysotsky/i-shat05.htm [46*] Шатин Ю. С. 14.
[47] Сюжет “Яблок” начался с наброска “Я когда упаду...” только в узком смысле, как сюжет этого конкретного текста. Но в широком смысле сюжет, воплощающий главную тему творчества Высоцкого, вершинным, но частным воплощением которого стал сюжет “Яблок”, начал свой путь к этой вершине еще в “Бодайбо”, которое и есть началом “Яблок”.
(Далi буде
https://about-visotsky.livejournal.com/214275.html)