"И КТО ЕВОННАЯ ЖЕНА?" (XII)

May 11, 2016 09:57

- Очень важный момент - творчество Высоцкого. Хорошо известно, что оно значило для него самого. Известно, как относилась к его творчеству Марина. (интересовалась, принимала активное участие, чутко воспринимала и пр). На этом фоне особенно бросается в глаза, что в огромном интервью Черняку ОЯ ни разу не говорит о творчестве Высоцкого (при том, что у самой - творческая специальность). Ее воспоминания - поразительно бытовые. Даже когда она говорит о концертах, на которых была с Высоцким, о его спектаклях, на которых присутствовала, - и в этой связи у нее одни бытовые воспоминания.


ЛЧ: А Вы вообще, до знакомства, были в… на Таганке, спектакли смотрели?
ОЯ: Конечно. Естественно. И не раз. В других театрах тоже бывала.
ЛЧ: В каких «других»?
ОЯ: (смеётся) Во всех! Вы так смешно спрашиваете: «А Вы были…
ЛЧ: А! Я думал…
ОЯ: ...до знакомства на Таганке?» Вообще я, как бы, да, была-а!.. <...> Я много лет ходила уже на Таганку, я с детства... Первый меня, действительно, кто привел на Таганку, это Веня Смехов. <...> И я с ним очень дружила. Он лечил зубы у моей тёти, и с ней дружил.
ЛЧ: У него мать была же зубным врачом, да?
ОЯ: У кого?
ЛЧ: У Смехова.
ОЯ: Насчет этого не знаю: он лечил у моей тётки зубы. Всегда. Бабки. Пока она была жива. Ну вот... И, естественно, на Таганку было очень трудно попасть, и Вениамин Борисч… Борисович меня туда часто приводил. Я смотрела в основном все спектакли. Вот.
ЛЧ: А в «Поисках жанра» видели?
ОЯ: Да.
ЛЧ: А на выездных не были? «Серп и Молот», например.
ОЯ: Ой! Я была! Но я счас уже этого ничего не помню. Конечно, была! И на выездных была и... там... Например, очень смешная история с «Гамлетом», вот недавно, (нрзб)... была программа про Володю по телевидению, и была очень забавная история... м-м... В этот период бы… была Марина в Москве и мы с Володей какое-то время не виделись. И я пришла в театр, привела подружку на спектакль «Гамлет». И мы сидели с ней в проходе, сзади, на подставных стульях. Народу было как всегда тьма и мы сидели, значит, на этих стульях. Идёт спектакль. И вдруг - посреди действия меня кто-то сзади дёргает за юбку. Я, значит, возмущенно думаю: что такое, думаю, может, кому-то я мешаю, или как-то? Я так оборачиваюсь - и вижу, что в проходе, в зале, во время спектакля, - идёт как бы просто не Володина сцена, идёт действие, в разгаре, - стоит Володя, вот так вот в зале. Ну, естественно - в костюме Гамлета, дёргает (смеётся) меня за юбку и говорит (смеётся): «Иди сюда!» Же он не знал, что я приду в театр. Вот. Он меня увидел со сцены, и потом, в какой-то момент, значит, он, когда он был свободен, он спустился в зал. Ошарашенные люди просто аж ошалели: ну сидят зрители… потому что, начинаются какие-то разговоры, поворачиваются - здесь стоит, значит, Гамлет, дёргает какую-то бабу, и требует, чтобы она пошла куда-то с ним! (смеётся). Было очень смешно на самом деле.
ЛЧ: Да...
ОЯ: Просто там все обалдели. И билетеры стояли с такими глазами... Во-от...

О гастролях в Минске в июне 1979:

ОЯ: Я была с Володей. <...> Володя приехал в Москву, и потом поехал опять в Минск играть спектакль. И... я его просто пошла провожать. И просто села с ним в поезд и уехала. Хотя я не собиралась этого делать. <...> Был ещё у Володи концерт, я была на концерте в Минске...
<...>
ЛЧ: На каком спектакле Вы были там?
ОЯ: Я не помню. Наверно, на «Гамлете». Что они возили?
ЛЧ: «Гамлет» был там.
ОЯ: По-моему, на «Гамлете».
ЛЧ: Там ещё было много спектаклей без его участия.
ОЯ: Нет, по-моему, на «Гамлете». Нет, естественно, я была с м… с Володей, потому что мы приехали вместе, там что мне одной делать?. <...> Там вообще много было историй. Там... я помню, что был с… когда был спектакль, играли в каком-то Доме культуры, по-моему... <...> Не в театре, по-моему, были гастроли.
ЛЧ: Ну, выездной был спектакль, скажем так?
ОЯ: Не знаю, выездной или нет… И как раз шёл Любимов со своей беременной Катей, и Катю не пускали в театр. <...> И там была почти драка с этими... Просто такой был жуткий скандал! Вот это я помню хорошо, потому что вот я была свидетелем этого. Вот. А-а-а...

Что ещё было в Минске? В Минск очень смешно мы ехали с Володей, была замечательная история в поезде, просто потрясающая! Мы вот садились в поезд, и эти тётки, проводницы, говорят: «Вот что-то Ваше лицо мне знакомо, говорит, Вы, случайно, не актёр?» А я говорю: «Нет, он не актёр». «А кто?» Я говорю: «А он, говорю, (смеётся) зубной техник». Мы сидим (смеётся), и вдруг, там, проходит какое-то время, эти бабы прилетели, одна приходит, говорит: «Слушайте, говорит, у меня, говорит, к Вам такой, интимный, говорит, я, говорит, понимаю, мне, говорит, не очень удобно, но вот всё-таки... посмотрите, у меня, говорит, вот здесь вот, у меня, говорит, мост сломался (все смеются). Начала открывать пасть, ему показывать рот, и говорит: «А вы не могли...» А Володя смотрит, говорит: «Да-да-да-да-да-да...» В общем, мы эту ситуацию разыгрывали. Я умирала со смеху, это было так смешно! Потом Володя мне говорит: «Ой, хорошо что ты не сказала, что я, говорит, врач-гинеколог!»

ОЯ: И вот ещё, помните, вот этот… программу, которую записывали… ˂...˃ Кинопанораму, да. Там же Володя тоже н-н-неадекватный. Как раз он там с этой ногой разрезанной, на этой кинопанораме. ˂...˃ Опять у него там тоже этот сушняк, он весь отёкший, опухший, у него пальцы все распухшие на руках. Он играет там на гитаре…
- ОЯ чувствует неприличность ситуации: у всех близких знакомых и у многих дальних остались какие-то автографы Высоцкого - рукописи, записки, у нее одной - ничего. И она говорит об имеющихся у нее автографах, но не показывает их, мотивируя тем, что это личное. Но о постельных же делах она рассказывает! А тут такая секретность. Вывод: автографов ВВ у нее на самом деле нет. И это отлично ложится на абсолютный бытовизм ее мемуаров. Творчеством Высоцкого она не интересовалась, и у него не было поводов с ней на эту тему общаться.

ЛЧ: Оксана, а что за рукописи у Вас лежали? Вы говорили, какие-то рукописи остались - немножко совсем…
ОЯ: Ну, какие-то стихи, какие-то там наброски, чего-то… наброски разные.
ЛЧ: Может, имеет смысл их засканировать, пока они не пропали?
ОЯ: Ну, может быть, когда-нибудь…
ЛЧ: А когда, например?
ОЯ: Ну, я не знаю. Я не могу Вам сказать. У меня очень такой напряжённый график, меня счас нету ни в Москве, нигде. ˂...˃ Я приезжаю на два дня и…
ЛЧ: А скажите, а сколько примерно там ну, в листах, сколько по количеству?
ОЯ: Ну, не з… ну, немного, там, может быть, не знаю… четыре или три. Он как писал… приезжал, писал у меня - так это вот и валялось и осталось. ˂...˃ Какие-то почеркушки, такие черновики, да.

ЛЧ: Ну, а что он говорил о гастролях в Америке, когда прие… вернулся?
ОЯ: Что всё замечательно было. Ничего особенного не говорил.

ЛЧ: А где Вы на концертах бывали у него? И… и часто ли?
ОЯ: Ну... Часто, конечно. Я так счас не помню, где я бывала. Ну, на каких… как у Володи были концерты: по каким-то клубам, по каким-то институтам.

ЛЧ: А на 15-летии Вы не были на Таганке?
ОЯ: В театре? Была.
ЛЧ: Что вспомните?
ОЯ: Слушайте, я ничего не помню. Помню, что капустник был замечательный, банкет был, весело было, хорошо было. Вообще всё было замечательно!
ЛЧ: Угу. А о поездке в Рим что Вы знаете? Почему он туда поехал дальше?
ОЯ: Ничего. Ни-че-го.

(Далi буде)

статьи (первопубликация), Ярмольник О., Ковтун Вс., -Воспоминания о ВВ, -Биография

Previous post Next post
Up