Oct 14, 2010 23:25
ТОЛПА ИДЕТ ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ?..
Нина Рудник - о мотиве круговорота в художественном мире Высоцкого:
С. 44:
"Сама действительность 60-70-х годов была питательной почвой для возникновения ощущения замедления движения, поворота времени вспять, что лишь усугубляла декларируемая идея прогресса. Высоцкий сумел
С. 45:
выразить чувства человека новой исторической эпохи, обреченного на "мучительную жизнь" в бесконечном круговороте мира.
Уже в ранний период творчества поэт формулирует закон вечной повторяемости. Если в стихотворении "Если б водка была на одного..." (1963) он относился лишь к "блатным", то в балладе "Так оно и есть" действие его распространяется на всех <...> Поэтому образ города в песне Высоцкого ничем не отличается от тюрьмы. Он столь же мертвен, пылен, расплывчат, как и лагерь. Автоматизм людей города - распространенный мотив в поэзии начала века. Но Высоцкий сопоставляет свободу и несвободу и обнаруживает их абсолютную тождественность. Более того, город оказывается более опасен. Если в лагере человек сохраняет желания, стремления, переживания, то в городе лишь бесцельно бродят толпы людей. Они совершенно одинаковы, здесь нет врагов и друзей, "своих и чужих". Возникают образы людей, потерявших лицо ("черные лица
С. 46:
прохожих"), слепой толпы, в которых нашли свое отражение живописные впечатления (Брейгель, немецкие экспрессионисты с их образом "человека без лица"), литературные аллюзии (русская поэзия начала века, в частности трагедия "Владимир Маяковский", слепцы из сна Хлудова в пьесе М. Булгакова "Бег"). Благодаря этим образам в балладе возникает атмосфера бесконечной повторяемости. <...>
В стихотворениях зрелого периода мотив круговорота еще более определен. <...> В балладе "Мосты сгорели, углубились броды" (1972) поэт акцентирует внимание на том, что обезличена не только толпа. Бесцельное движение стирает все краски мира <...>.
С. 47:
Толпа в своем круженье обезличивает весь мир, начинающий вращаться в том же замкнутом круге. Образ круга становится, наряду с образом толпы, сквозным в балладах Высоцкого зрелого периода. <...>
Трагедия заключается в том, что никто, кроме героя баллад, не стремится вырваться из круга, не ищет выхода из хаоса. Герой по-прежнему одинок. Поэтому столь редка или недостижима для него возможность разорвать цепь повторяемости ("Мне скулы от досады сводит...", "Райские яблоки"). <...>
С. 54:
... в балладах Высоцкого <...> наряду со стремлением к движению, с порывами к свету и свободе остается двойственность отношения к вопросу о возможности обновления и совершенствования жизни. Колебания в решении этого вопроса проходят через всю его поэзию. Борьба противоречивых мнений о возможности выхода из круговорота составляет самую суть творческого сознания Высоцкого"
(Рудник Н. Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого. - Курск, 1995)
Проблема этой трактовки в том, что исследователь дает общее - для всего художественного мира ВВ - толкование образа, мотива, изученного лишь с одной стороны. Чтобы приблизиться к пониманию образа круга в художественной системе Высоцкого, этот образ и весь пучок образов, мотивов, смысловых нюансов, с ним связанный, надо рассмотреть хотя бы с двух сторон: не только в негативном, но и в позитивном ключе. Множество примеров из текстов Высоцкого говорят о том, что и в этом случае у нас будет богатый улов.
В наш тесный круг не каждый попадал...
Здесь леса кругом гнутся по ветру,
Синева кругом - как не выть!..
-слепота,
-Стихи. "Мне скулы от досады сводит...",
"В наш тесный круг...",
-обновление,
-круг,
"Мосты сгорели углубились броды...",
--Высоцкий и Маяковский,
"Если б водка была на одного...",
--Высоцкий и Булгаков,
-зона/лагерь/тюрьма,
"Так оно и есть...",
-город,
-лицо,
"Ты уехала на короткий срок..." (Бодайбо,
"Я когда-то умру..." (Райские яблоки),
-толпа,
-повторение,
-движение/неподвижность,
-свое/чужое,
-свобода (освобождение)/несвобода,
Рудник Н.,
-цель/бесцельность,
-Жанр. Баллада,
-свет