В одном из воронежских сборников есть статья об образах воды у Высоцкого (С.Кошарная и Ж.Новохацкая, “Мифологизация водной стихии в поэтической картине мира В.С.Высоцкого” // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2011-2012 гг. - Воронеж, 2012. С. 61-69). Я уже давала несколько цитат из нее (
http://about-visotsky.livejournal.com/120387.html), без комментариев. Тема интересная - вернемся к статье.
“Фундаментальная оппозиция вода - земля реализуется у поэта в противопоставлении моря и суши, при этом в море человек чувствует себя ребенком рядом с матерью, на суше - мужчиной рядом с невестой:
И опять уплываем, с землей обручась -
С этой самою верной невестой своей, -
Чтоб вернуться в назначенный час,
Как бы там ни баюкало нас
Море - мать непутевых детей"”.
Море и суша у Высоцкого действительно противопоставлены, но в море герои ВВ не чувствуют себя детьми - даже и в цитированном куплете. То есть "Море - мать непутевых детей" нельзя понимать буквально. Герои Высоцкого и на суше, и на море чувствуют себя мужчинами, это совершенно очевидно:
Правда, с качкой у них перебор там,
В штормы от вахт не вздохнуть...
И, подвывая, может быть, от страха,
Они достали длинные ножи.
Готовьте ваши руки к рукопашной!
... схватке бесшабашной.
Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах, -
Мы покидали тонущий корабль.
Ничего себе дети... Впрочем, в той первой цитате не просто дети, а дети непутевые. Пацаны.
Море у Высоцкого - многозначный образ, нам еще копать и копать разные его смыслы, пока вылущится главное. Один из смыслов: море оживляет в душах взрослых мужчин их детские, романтические мечты. Потому оно и ассоциируется с матерью. Отсюда и сильный романтический привкус всех морских песен Высоцкого, тогда как его художественный мир акцентированно не- и даже антиромантичен.