По просторам "Моей цыганской" (IІІ)

Sep 26, 2014 04:14

Как и у большинства других авторов, практически все "загробные" смыслы и мотив, приписанные М.Капрусовой тексту Высоцкого, неверны. Вот она пишет:

"Инобытие (пути к ольхе и к вишне) он для себя отверг. Герой вновь ищет выход в «этом» мире (на склоне горы)".
Как это - отверг пути к ольхе и к вишне? Ну если мы не знаем, добрался ли он до ольхи, то есть до верха ("а на горе...") горы, то уж то, что возле вишни он был, - это точно. Он же после лазания на гору по полю двинулся, значит, прежде спустился с горы, то есть оказался под горой, возле вишни. Не слетел же он с горы на поле, в самом деле.

Опустим про плющ и перейдем к реке и лесу:

"... река и лес в «Моей цыганской», как и в фольклоре, выполняют функцию границы. Так что даже если бы герой не захотел продолжить путь по дороге, вроде бы деваться ему некуда".
И вовсе нет. То есть сперва "да": река и лес действительно выполняют функцию границ, обрамляют пространство финальной части "Моей цыганской"; а потом - "нет": у героя путь возможен вовсе не только по дороге. Ведь там кроме реки, леса и дороги еще и поле имеется, по которому как раз и движется герой, и это сказано прямым текстом.

М.Капрусова, как и другие авторы, не обратила внимания, что дорога - это только часть пространства поля, причем есть достаточно оснований поместить ее по краю поля и - уточнить картину: пространство данного эпизода - это пространство поля, которое с одной стороны ограничено рекой, а с другой у него не одна граница, а как бы две: дорога, а за нею - лес. Здесь дорога и поле в определенном смысле сходны: как поле ограничено с одной стороны рекой, с другой - дорогой, так дорога ограничена с одной стороны полем, с другой - лесом. И герой движется по полю, а насчет движения по дороге в тексте ничего нет. Так что плаха в конце дороги вовсе не неизбежно ждет героя. А может быть, только если он ступит на эту дорогу. Да и кони, между прочим, пляшут "где-то", то есть опять-таки, вовсе не обязательно, что где-то на дороге...

В общем, вывод, который делают все, кто пишет о "Моей цыганской", в том числе и М.Капрусова, - что

"в конце земной дороги ждет плаха",
это фантазия, не имеющая опоры в тексте Высоцкого. Ничто в "Моей цыганской" не указывает на то, что образ дороги в заключительной части этого текста - это образ жизненного пути. Наоборот, всё указывает на то, что эта дорога - не жизненный путь. Самый близкий и очевидный пример этого: герой-то движется не по дороге, а по полю. А ступит ли он на эту дорогу, - об этом текст ничего не говорит. Кто-то рискнет утверждать, что это всё не имеет значения? что всеми этими нюансами можно пренебречь?.. Вот и правильно: не стоит рисковать. :)

"Подведем итоги. И кабак, и церковь вызывают у героя одинаковое неприятие. Подняться по Мировой горе не удалось, а предложенные в булгаковском романе варианты гармонии не подошли герою Высоцкого. Тем не менее обращение к названной мифологеме и к язычеству в целом, также, как и к христианской теме, аллюзии на тексты А. Блока, Л. Андреева, С. Есенина, М. Булгакова обогащают образ героя стихотворения, а текст делают многоплановым. Тематическая и образная структуры «Моей цыганской» становятся сложнее и интереснее. Финал делается открытым. А стихотворение из монолога превращается в ряд скрытых диалогов".
А у меня другой итог. :) Подъем в гору, может, удался, а может, нет. То есть мы не знаем, добрался ли герой до вершины, а если нет, то почему. Возможно, ответ на этот вопрос скрыт в тексте, а может быть, ответа нет. М.Капрусовой не удалось доказать, что роман "Мастер и Маргарита" имеет какое-то отношение к "Моей цыганской", ведь просто процитировать и показать какое-то сходство недостаточно. Сходство должно быть не в любых, а в существенных деталях и смыслах. Не доказано и наличие отношений текста Высоцкого с повестью Андреева и названными стихотворениями Блока. Но финал "Моей цыганской" открыт и без них, несмотря на его закольцованность, притом тройную. Он открыт по той простой причине, что герой жив. Жизнь продолжается, и что-то с этим "всё не так" надо делать... Может, герою стоит не вокруг смотреть, а все же отважиться заглянуть себе в душу? Да и нам стоит глядеть в том же направлении, если мы хотим понять, о чем этот текст.

Булгаков М., "В сон мне - желтые огни...", -река, -граница, -жизнь/смерть, Андреев Л., -поле, -пространство (структура), Капрусова М., -лес, Блок А., -дорога

Previous post Next post
Up