“Охота на волков”. Переклички (III)

Jun 26, 2013 06:26

В следующей цитате, помимо литературной переклички, есть и об образах волка из других сфер - фольклора, геральдики.

1999 год. Р.Хмелинская:

“Наверное, самым ярким образом-символом творчества В.Высоцкого стали волки.
Волк всегда был достаточно опасным хищником, приносящим человеку, несмотря на свою осторожнось и даже трусость, ощутимый вред, - поэтому постоянно испытывал и испытывает на себе разнообразные способы истребления (недаром уже к началу века [ХХ века. - Л.Т.] большое число волков оставалось только в России и Норвегии). В народных поверьях волк олицетворяет нечистую силу ночного мрака, вообще враждебных сил природы (недаром у славян вампир - вурдалак / волкулак / вовкулак принимает облик влка). В геральдической традиции волк - символ злости, прожорливости, жадности. Характерно, что Плавт в своем крылатом изречении для выражения крайнего эгоизма ("Человек человеку - волк") прибегнул к образу именно этого животного. В русском языке для обрисовки угрюмого, враждебного вида кого-либо существует фразеологизм смотреть волком. В русском устном народном творчестве волк обычно является персонажем глупым, жадным, всегда обманутым. И у В.Высоцкого встречается реальный, решенный в фольклорно-песенном ключе образ волка <...>. Вопреки силе традиции, в <...> стихотворении "Охота на волков" <...> волки выступают необычайно мощным, экспрессивным, своеобразно опоэтизированным символом, эталоном независимости, протеста, борьбы, сильной, неподвластной обстоятельствам личности. <...> В представлении о волке как о положительном образе, способном выразить внутренний мир свободолюбивого человека, проступает еще одна ипостась волка: у многих народов Евразии образ зверя связан с кольтом предводителя боевой дружины, бога войны, родоначальника племени. Подобное понимание волка встречается и раньше. Например, у С.Есенина волк не только отважный борец, но и существо, близкое по духу поэту: "О, привет тебе, зверь мой любимый! // Ты недаром даешься ножу. // Как и ты - я, отвсюду гонимый, // Средь железных врагов прохожу" ("Мир таинственный, мир мой древний..."). В поэме Г.Гейне "Германия. Зимняя сказка" лирический герой выражает свое кредо поэта и бунтаря перед волками, в которых видит родственную душу сильной и смелой личности, а не бездеятельных филистеров: "Сограждане волки! <...> Я ваш! И волчий зуб у меня, // И сердце волчьей закалки! // Я тоже волк и буду всегда // По-волчьи выть с волками"”.
(Хмелинская Р. Поэтический мир Высоцкого: реалии, образы, символы // Мир Высоцкого. Вып. III. Т.1. - М., 1999. С. 69-70).
2002 год. С.Свиридов:

“Поэтические совпадения ОХОТЫ со стихотворением Есенина "Мир таинственный..." заметны без труда:
- волк-герой: разными путями и в разной мере оба автора отождествляют человека (и себя) с загнанным зверем;
- сужающееся пространство - причем в характерном поэтическом воплощении: как охотничий загон;
- особо отметим мотивы сжатия - сужения - удушья и ущерба, которые находятся у Есенина в той же специфической связи, что и у Высоцкого: "Вот сдавили за горло деревню // Каменные руки шоссе"; "Стынет поле в тоске волоокой // Телеграфными столбами давясь"; "Жилист мускул в дьявольской выи"; "... зажимая в тиски облав". Сравним также: "Я, как вы, у людей в загоне" ("Кобыльи корабли"); "Режет серп высокие колосья, как под горло режут лебедей" ("Песнь о хлебе"). Образная связка настигающая погоня - удушье есть и в есенинском "Сорокоусте":

Скоро изморозь известью выбелит
Тот просёлок и эти луга.
Никуда нам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом,
Тянет к глоткам равнин пятерню”.
(Свиридов С. Конец охоты // Мир Высоцкого. Вып. VI. - М., 2002. С. 129).
И вторая цитата из этой работы:

“Еще один источник мотивов ОХОТЫ, связанный с театральными работами Высоцкого, - это стихи Семена Гудзенко "Перед атакой". В 1968 году автор "Охоты на волков" играл роль Гудзенко в поэтическом спектакле "Павшие и живые" <...>. Стихотворение "Перед атакой" входило в роль, и Высоцкий часто читал его на своих авторских концертах:

Когда на смерть идут - поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.

снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв -
и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо...
<...>
Удивительно, но Высоцкий взял из текста Гудзенко больше не для своих "военных" песен, а для ОХОТЫ:
- образ загнанного зверя (вернее, человека-зверя) [в сноске указано, что эту перекличку первым отметил Е.Канчуков. - Л.Т.];
- направленное пространство - у Гудзенко оно как бы сфокусировано на человеке, который под прицелами врагов испытывает ни с чем не сравнимое чувство уязвимости и обнаженности: "За мной одним идет охота", "я притягиваю мины". <...>

Еще два мотива Гудзенко, перешедшие в ОХОТУ:
- неодолимая влекущая сила: "И нас ведет через траншеи // Окоченевшая вражда...";
- комплекс мотивов горло, шея - телесный ущерб: "... Вражда, // Штыком дырявящая шеи"; можно сказать, это эмоциональный пик стихотворения "Перед атакой". <...>

Еще один мотив стихов "Перед атакой" - смерть ближнего [в сноске: "Ближнего в обоих возможных смыслах: смерть друга и смерть рядом". - Л.Т.] - был несколько раз использован Высоцким, <...> в обеих "Охотах"...”.
(Там же. С. 130, 131, 132).

(Далi буде)

--Высоцкий и Есенин, --Высоцкий и Гейне, --Высоцкий и Гудзенко, -борьба, -свобода (освобождение)/несвобода, -протест, "Рвусь из сил..." (Охота на волков), Свиридов С., -независимость, -Высоцкий и фольклор, Канчуков Е., Хмелинская Р.

Previous post Next post
Up