Здравствуйте, я ваша тетя, или Чей туфля? (II)

Feb 12, 2013 09:24


* * *
Эти заметки я начала с того, что ответа на главный вопрос этой истории еще нет. Поправлюсь. Ответа действительно пока нет, но рассказ Н.Ф.Высоцкой о ВВ вызвал не один, а два вопроса: встречалась ли она на самом деле с Высоцким и родственница ли она ему? На фоне названных сомнений первый вопрос кажется плодом слишком большого недоверия к словам НФ, но выложены пока не все примеры, так что подождем конца этих заметок, а сейчас обратимся ко второму вопросу.

О родстве. НФ говорит в интервью:

“Мы были в родстве по линии отца. Его дед и мой прадед были двоюродные братья. Я потом Вам могу прислать генеалогическое древо, я сделала его до седьмого колена вниз. Они происходят из Белосточины, сегодня это место находится на территории Польши. В 1914 году вся эта семья оказалась беженцами. Из Белосточины они бежали за Урал”.
Первая фраза невнятна, но из последующего выясняется, что под “отцом” имелся в виду отец ВВ, Семен Владимирович, а для НФ родственной с ВВ была линия ее матери.

Почитателей Высоцкого, знающих детально его биографию, смутило несколько моментов. То, что НФ носит фамилию матери, нетрадиционно, хотя ничего невозможного в этом нет. Но по крайней мере два из сообщаемых ею сведений расходятся с воспоминаниями родственников ВВ (здесь ссылаются на книгу двоюродной сестры ВВ Ирэны Высоцкой, воспоминания Суламифи Дуксиной, племянницы деда ВВ, Вольфа [Владимира] Высоцкого; и на разыскания киевлян Вадима Ткаченко и Михаила Кальницкого). По этим данным, родственники ВВ по отцу родом не из Белосточчины, а из Брест-Литовска, и в 1915 году отец ВВ, С.В.Высоцкий, и его двоюродная сестра Суламифь Дуксина попали не за Урал, а в Украину - в Харьков, Днепропетровск (чему имеется подтверждение, на момент публикации интервью давно известное).

Дотошные дискутанты раскопали интервью НФ 2004 года, когда о родстве с Высоцким ее еще не расспрашивали. Там тоже был вопрос о родословной:

“- Вы хорошо знаете свою родословную?

- Безусловно. До 10-го колена. До XV века и по отцовской, и по материнской линиям. Все с Белосточчины, все жили и работали на земле. Впрочем, нет - один из предков работал на железной дороге объездчиком (рабочий класс!). <...> В 1914 году семья бежала от войны на Урал <...>”.
http://www.sb.by/post/36719/
Заметили разницу: в 2004 году сказано о родословной до 10-го колена, а через четыре года - до 7-го. Да, это может быть и ошибкой интервьюеров, а может и нет. Причем есть такие же примеры, которые уж точно на интервьюеров не спишешь.

* * *
Существует еще одно интервью Н.Ф.Высоцкой, 2010 года. Это видео-интервью, вошедшее по крайней мере частично в документальный фильм “Владимир Высоцкий. Белорусский след”. Впервые он вышел на экраны к дню рождении ВВ два года назад, а к нынешнему юбилею его показали еще раз. И там - прямая речь НФ.

03:18
НФ: “В толпе его не видно. Но почему его Мария Влади отметила”.

[Диктор: “Надежда Федоровна - дальняя родственница Владимира Семеновича”]
04:28
НФ: “Тетя троюродная... так, [водит пальцем по листку с таблицей родственников, считая уровни] раз-два-три... троюродная или четырехюродная. Очень-очень далекая”.
Так троюродная или четвероюродная? Тем более резонный вопрос, если водить пальцем по таблице. Или нет? :)

Следующий пример - из трех фрагментов.

04:36
Диктор:
“Мама Надежды не раз ездила в Москву, чтобы встретиться с отцом Володи, Семеном. Но каждый раз возвращалась ни с чем: Семен Владимирович был тогда большим начальником в КГБ, и для посторонних вход в его дом был закрытым”.

05:01
Диктор:
“Мама Надежды всегда говорила, что для тех, московских Высоцких они всегда были бедными родственниками”.
НФ:
“Поэтому мы никогда, понимаете, как-то... особенно не, как-то, близко так не общались”.

06:01
НФ:
“Наша семья всегда старалась от него быть вдали, потому что рядом с ним было быть опасно”.
Таки я не поняла: сторонились или пытались встретиться да не получалось? А если все-таки сторонились, то опять-таки почему? Потому ли, что московские родственники были высокомерны, или потому, что с Высоцким рядом было опасно? Это ж две большие разницы. Или опять нет?

Теперь вспомним исключительный, по словам НФ, отзыв Высоцкого о композиторе Свиридове. В этом усомнились потому, что ничего подобного другие мемуаристы не вспоминают. Я обещала назвать еще один такой пример: это пластинки “на ребрах”. В интервью 2008 года, которое упоминалось в начале этих заметок, НФ говорит:

“Несколько раз он привозил свои пластинки, записанные "на костях"”.
На это люди, хорошо знающие литературу о Высоцком (а мемуаров о нем уже тонны), тоже удивились: по воспоминаниям, ВВ дарил свои записи на бобинах, позднее - пластинки. Но о подарках Высоцкого в виде записей “на ребрах” никто до этого интервью НФ не слышал. Когда я читала интервью, в существование пластинок не поверила. Но в фильме, когда НФ говорила о них, расплывчатые картинки сероватых дисков на экране показывали. То есть что-то телевизионщикам она предъявила. А сказала следующее:

06:47
НФ: “Нелицензионные записи, которые делались в этих самых... в таких маленьких студиях, не получивших право на широкую публикацию. И вот таких вот... он бросил на костях целую пачку этих... может быть, там все записанные вещи, а может быть, и не записанные вещи”.
Затем она показывала и прятала в файл какие-то бумаги, а за кадром звучал голос диктора:

“Вот уже 40 лет эти уникальные записи Надежда Федоровна никому не показывает. Она мечтает открыть в Минске музей памяти Высоцкого, в экспозицию которого войдут песни "на костях", а также поздравительные открытки и письма, которые Высоцкий присылал своей белорусской родне”.
Если специалисты по рукописям Высоцкого увидят эти открытки и письма, признают в них почерк Высоцкого и из текста на них будет ясно, что Высоцкий встречался с этими людьми, тогда мы получим ответ на первый вопрос. Боюсь, ответа на сопутствующий вопрос - о том, где правда в воспоминаниях НФ об этих встречах, а где ее вольное сочинение на заданную тему, мы можем никогда не узнать. Родственники ли они с ВВ - этому его открытки, понятное дело, свидетельством не являются, будь они хоть трижды подлинные и что бы ВВ на них ни написал. Это вопросы к архивам.

Ну и на десерт. :) Собственно, из названия ясно, о чем пойдет речь: туфли.

На седьмой минуте фильма (точно - 06:07) диктор говорит, что Высоцкий пришел к НФ в гости с двумя друзьями, ящиком водки и подарком: новыми итальянскими туфлями - большим по тому времени дефицитом.

06:18
НФ:
“А вот это вот... (берет туфли), вот эти, которые "маде ин Италия", 37-го размера, да?.. 37-й 38-й размер... это подарено Владимиром”.
Так 37-й или 38-й? Причем это говорится про туфли, которые дама держит в руках и рассматривает! И потом, пардон, обувь - это вам не апельсины с картошкой: просили купить кило, купил два - ничего, съедим. Каждый, кто хоть раз в жизни мерил обувь, знает, что разница между соседними размерами существенная: если 37-й впору, то 38-й спадать будет. Поэтому размер и называют точно, а не на глазок. :) Причем самое смешное в том, что в интернет-интервью по поводу этих туфель НФ говорила, что Высоцкий принес как раз ее размер, даже не зная его. А теперь, значится, она уже сама его не знает? Вот этот фрагмент:

“Что меня поразило - он не спрашивал, какой у меня размер, но туфли оказались мне впору. У него была необыкновенная зрительная память”.
Приятно, конечно, такое прочесть, но в данном случае, как это ни странно осознавать, нас память Высоцкого не интересует, нас интересует память самой мемуаристки. А вот на ее счет никаких приятных ощущений что-то не возникает. И чем дальше, тем больше не возникает.

Но смехом закончить не получается. Давайте вернемся к предыдущем примеру, с пластинками “на ребрах”. Если на этих пленках действительно записаны песни Высоцкого - да пусть он и не родственник, и не он их дарил и вообще в руках не держал, - но вдруг на них его песни? И даже пусть эти пластинки не единичны, а есть еще, но ведь их все равно очень мало сохранилось, и они все равно - редчайший памятник эпохи. А их владелец, между прочим, ученый, который десятилетия собирал, спасал от забвения, разрушения древние иконы. Человек, понимающий, что старое надо беречь, спасать. И вот такому человеку не пришла в голову мысль позаботиться о физической сохранности пластинок с песнями ВВ, он их сорок лет держал под спудом, никому не показывал, даже специалистам - чтоб подсказали, как сохранить. Это ведь не иконы, в которых НФ, надеюсь, действительно спец...

Мы прекрасно понимаем: каждый пример в отдельности ни о чем не говорит.
Но собранные вместе примеры имеют свойство складываться в картину...

Ролик с фильмом - чтобы читатели могли проверить сказанное выше:

image Click to view


И пара слов напоследок.
Есть собиратели, знатоки, исследователи. Разница между ними - в отношении к информации.
Собиратель находит информацию и делится с нами. Спасибо ему.
Знаток к новой информации добавляет известную на ту же тему и делится с нами. И ему спасибо.
Исследователь анализирует информацию, делает выводы и делится с нами. Благодарствуем.

Вероятность достоверности информации самая низкая у собирателя, наиболее высокая у исследователя. Но тут еще важнее, что исследователя можно проверить. А без проверки - какой от информации толк.

А кто из пишущих к какой категории относится - видно по его работе. Ну а определить, кому верить, кому лучше не верить, а кому нельзя верить ни при каких обстоятельствах, помогает чутье читателя. И репутация автора. Такі справи.

-Биография. Версии

Previous post Next post
Up