http://likusha.livejournal.com/436280.html?thread=5550648#t5550648 evgenybe:
“… расскажу в тему о Высоцком. Это из рассказа одного из ребят оркестра, который иногда сопровождал его концерты.
Высоцкий никогда не мог точно настроить гитару. И она звучала чуточку с диссонансом. Сказать об этом Высоцкому ребята стеснялись. И вот однажды, когда Владимир ушел за кулисы отдохнуть, один из оркестрантов взял его гитару и настроил ее правильно, подшучивая на тему о том, что Высоцкий, мол, отличный поэт, а вот абсолютного слуха у него нет.
Вскоре Володя вернулся. Она взял гитару, подошел к микрофону и начал играть и петь. Буквально после пары первых аккордов он вдруг остановился, отвернулся от микрофона и спросил "Какая с...ка трогала мою гитару?". Потом слегка отпустил несколько струн, попробовал взять аккорд, а затем, уже в микрофон сказал "Ну. вот теперь нормально". И продолжил концерт”.
likusha:
“Очень интересный случай... Но прости, Женя, немножко сомнительный. Неужели никто не замечал? И Марина не заметила? Я на гитаре не играла - а ты как считаешь, игравший и играющий, - можно ли ПОСТОЯННО неточно настраивать свой инструмент и не замечать? И чтобы никто-никто не замечал? Что же, его окружали такие трусливые приятели?”
evgenybe:
“Замечали многие. И я в том числе. Говорили ли? Наверное говорили. Но...
Вы ведь знаете происхождение слова "блюз" и что такое "голубые ноты". В фортепиано такое невозможно. Там настройщик высококвалифицированный специалист, а настройка каждой клавиши (струны) производится четко по полутонам. В гитаре же настройка производится иногда чуть ли не каждый час. Струны отпускаются, колки на грифе открыты и их легко зацепить. И тогда струна чуть сильнее натягивается, или приспускается. причем иногда меньше, чем на полтона. Иногда даже меньше четверти тона или того меньше.
Думаю, Володе это было нужно для того чтобы придать звучанию каждого аккорда некий "голубой" диссонанс, и тогда звучание гитары становилось не академическим, а домашним или, при более сильном диссонансе - дворовым. Вкупе с хрипловатым голосом Высоцкого получалось некоторое особое лишь ему присущее звучание. А певец, обладая очень хорошим слухом, это остро слышал и чувствовал, и делал это намеренно.
Ну, а приятели не трусливые были. Просто им не хотелось обижать любимого барда”.