Еще один фрагмент из статьи В.Емельянова “Мифологема льда в поэзии Высоцкого” (
http://www.lebed.com/2001/art2402.htm). Песня “Гололед” представляет
“картину глобального безвременья и неустойчивости. <...> Гололед для поэта - состояние не просто неудобства, неустойчивости, но вынужденного унизительного уподобления животным. <...> Итак, гололед Высоцкому неприятен. <...> поэту было чуждо само время года, когда случался гололед.
Высоцкий не любил зиму. У него была плохая кровеносная система, он часто мерз, простужался и зимой, и даже летом. Об этом свидетельствуют его письма Л.В. Абрамовой и воспоминания родственников. Зима ассоциировалась у него с холодом, неуступчивостью, застывшими человеческими отношениями. <...> Чтобы разрушить этот холод, на Землю должны прийти силы Весны - времени года, наиболее любимого поэтом. Достаточно вспомнить песню "Зачем меня уводят из Весны?" (1962), чтобы убедиться в истинности этой оппозиции. Но есть у Высоцкого еще один текст о противостоянии Зимы и Весны, вызывающий в памяти древние ритуалы изгнания Зимы у первых культурных народов мира. Это стихотворение "Проделав брешь в затишье ..." (1972).
<...>
… обратим внимание на два мотива. Мотив первый: упавший на ледяную землю человек затаптывается сапогами. Мотив второй: гололед длится круглый год. Мотивы эти в поздней лирике очень связаны между собой, и вот какая это связь. У Высоцкого земля, суша выступает в отрицательной роли погубителя падших людей. На земле не спасают, не подымают, а затаптывают упавшего. Совершенно иное происходит на море <...>. [Далее - цитата из песни "Был шторм - канаты рвали кожу с рук…". - Л.Т.] Важно, что почву под ногами спасенный обретает только на корабле, - т.е. парадоксальным образом на воде. На берегу он, напротив, ее теряет - помогает и гололед, и чужие ноги”.
Да, в песне “Был шторм - канаты рвали кожу с рук…” земля действительно отрицательный образ. Впрочем, даже и в этом тексте не столь безоговорочно, как утверждает автор статьи (например, такова земля только для главного героя, а там есть еще и моряки, и об их отношении к земле в этом тексте ничего не сказано. Зато сказано в других, и в ранних, и в поздних:
Только снова назад обращаются взоры -
Цепко держит земля...
Но мы в море - за морем плывем,
И еще - за единственным днем,
О котором потом не забыть.
Этот день - возвращение на берег, к тем, кто ждет.
И опять уплываем, с землей обручась,
С этой самою верной невестой своей, -
Чтоб вернуться в назначенный час…
Мы ушли по весенней высокой воде,
Обещанием помнить и ждать заручась.
…..
Повезет - и тогда мы в себе эти земли откроем…
Будь суша в мире Высоцкого губительна для людей, сравнение внутреннего мира человека с неизвестной землей ему бы в голову не пришло…
(Далі буде)