Конь в художественном мире Высоцкого

Nov 01, 2012 11:00

Из статьи И.Намакштанской и Е.Романовой “Анималистический мир в поэтике В.С.Высоцкого”, опубликованной в латвийском журнале “Respectus philologicus ” [2003, №4 (9); в интернете: http://filologija.vukhf.lt/4-9/turinys.htm]:


“Конь. Фигурирует в мифологии многих народов и является важным образом ряда божеств. На коне передвигались по небу боги и герои Древней Греции. В древности конь чаще являлся атрибутом роскоши и достатка, а для работ использовались волы и ослы. Конь был животным, необходимым на войне. Так, в "Книге Иова" Господь описывает Иову боевого коня <...> В Библии кони упоминаются и как образы духовной и земной силы под водительством Божиим. <...>

Рассказы о мифических конях существуют в славянской мифологии, у индоевропейцев и народов Центральной Азии. Согласно старинным японским поверьям, конь обладает защитной магической силой <...>. В славянской мифологии конь - одно из наиболее почитаемых животных, чаще всего - друг и помощник человека. В сказках - добрый советчик, существо умное и любящее. В украинских песнях, например, конь - разумный собеседник.

Конь - соратник и преданный друг казака. Он помогает ему в боях и наставляет на ум, когда тот ошибается. <...> всадник на коне, побеждающий змея, - одно из наиболее древних изображений славянских мифологических героев. Конь - весьма чувствительное животное. Он чует как радость, удачу, так и печаль, горе своего хозяина. Он предчувствует и переживает предстоящие тяжелые испытания, предсказывает будущее и знает все тайны мира.

В украинской фразеологии конь используется также как символ верности и трудолюбия.

В творчестве В.Высоцкого конь (а чаще - кони) - самый распространенный символический образ животного, который в своих чувствах либо объединяется и составляет единое целое с ездоком ("Райские яблоки"), либо противится и норовит сделать все по-своему ("Бег иноходца", "Кони привередливые"). Например, в песнях "Кони привередливые" и "Очи черные. Погоня":

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые -
Коль дожить не успел, так хотя бы - допеть!

Ах вы кони мои, погублю же я вас, -
Выносите, друзья, выносите, враги!<...>
Конь в песнях и стихотворениях В. Высоцкого, как и в народной славянской поэзии, тонко чувствует ситуацию, приближающуюся опасность и настроения ездока. Кроме того, у поэта есть и собирательные образы коней и лошадей, через персонификацию которых или сравнение с которыми автор передает состояние общества и атмосферу в нем:

Паутину в углу с образов я ногтями сдираю,
Тороплюсь - потому что за домом седлают коней.

Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце - подавно.<...>
Перестраивая в цикле антисказок общеизвестные литературные и фольклорные сюжеты, В. Высоцкий добивается в своих произведениях амбивалентности известных символических образов коня. Например, в "Песне о вещем Олеге", являющейся антисказкой пушкинской "Песни о вещем Олеге":

Злая гадюка кусила его -
И принял он смерть от коня своего.

<...> Волхвы-то сказали с того и с сего,
Что примет он смерть от коня своего!
Отсутствие коня символизирует в поэзии В.С.Высоцкого бедственное положение героя:
<...>

Перед камнем стоят
Без коней и без мечей
И решают: идти или не надо”.
В “Конях привередливых” проблема не в том, что кони противятся и норовят поступить по-своему, а в том, что непонятно, в чем их привередливость. Там ведь не одно только противоречие, отмеченное в этой статье: между просьбой героя “чуть помедленнее, кони” и конями, летящими вскачь, - там еще противоречие у самого героя, между его действием “стегаю, погоняю” и просьбой к коням замедлить свой бег-полет. Отсюда и непонятно, чего не слушаются кони - погоняющего их кнута или умоляющего их слова героя…

А в “Очах черных” противостояния героя и коней нет, и вопль героя “Выносите, друзья, выносите, враги!” фигурален: одновременное “друзья-враги” выражает смятение, потерю ориентира, проще говоря.

Не понимаю, каким образом “за домом седлают коней” передает состояние общества и атмосферу в нем. Неужели авторы статьи усматривают в этих словах намек на массовую эмиграцию из страны?..

Сомневаюсь, что в песне “Лежит камень в степи…” отсутствие коней у героев - символ бедственного положения. Их “пешесть”, мне кажется, имеет отношение к выбору жизненного пути: в ключевые моменты человек сам решает свою судьбу. А вообще, почему герои этой песни пешие, - вопрос очень интересный…

Намакштанская И., "Во хмелю слегка..." (Погоня), "Вдоль обрыва..." (Кони), Романова Е., "Лежит камень в степи...", -конь/лошадь, "Я из дела ушел..."

Previous post Next post
Up