На днях интернет-ресурсы распространили сообщение о проведении в будущем году международной научной конференции в Иране на тему "Критика и анализ исследовательских литератур Азербайджана и Арана". С большим восторгом прочитав анонс программы мы все же обратили внимание на некоторые моменты из тематики /см.:
http://tolishpress.org/news/943.html/ , которые вызвали у нас вопросы, ответы на которые хотелось бы получить до начала конференции:
()
* Непонятно, что имеют в виду организаторы конференции, посвятив ее "критическому анализу исследовательских литератур Азербайджана и Арана"? Ведь в исторической литературе под терминами "Азербайджан" и "Ар(р)ан" в основном имеется в виду одна и та же страна, т.е. историческая область в Северо-западе Ирана после арабского периода в литературе иногда называлась "Азербайджан", "Адарбайган" и т.д. Если это так, в чем у нас нет сомнения, то по какому праву организаторы конференции, намеривавшие "научно анализировать книг", лезгин и аварцев тоже причисляют к народам Азербайджана, имея в виду при этом, как становится ясно из объявленной тематики конференции, исторический Азербайджан. Насколько мы знаем, лезгины и аварцы - народы исторической Кавказской Албании, незаконно включенные в состав государства "Азербайджанская Республика", при этом, не спрашивая (не проводив соответствующий референдум) их мнение (что было сделано и с талышами тоже)? Это относится и к татам, которые тоже не имеет никакого отношения к Азербайджану и переселены к северным границам Иранского государства в начале милада (примерно в IV веке н.э.).
* У нас вызывает особое недоумение следующее выражение в объявленной тематике: "постепенное исключение персидского языка, ослабление местных диалектов (талышский язык, татский язык и т.д.). Что, организаторы на самом деле принимают талышский язык, один из древнейших языков иранского мира, как диалект фарсидского языка? Кто-то может объяснить это как обычную ошибку или простое упущение. Увы, нам так не кажется. Вызывает удивление тот факт, что организаторы, поставив перед собой цель якобы выявления исторической истины, еще до начала конференции сами же стремятся самым грубым образом исказить ее! Нельзя забывать, что все эти народы - и фарсы, и талыши, и таты, и др. - ираноязычные, о которых так и следует писать и говорить!
* Хотелось бы узнать, что имеют в виду организаторы под этим выражением: - "этнография азербайджанцев"? Доводим до сведения организаторов, что "азербайджанцы" - понятие политическое и имеет в виду гражданство, которое охватывает вместе с талышами, лезгинами и пр., еще и русских, украинцев и т.д., которые тоже являются гражданами АР. Насколько нам известно, "этнография" относится к гражданской истории и не имеет ничего общего с понятием "гражданство". В этом случае, по-нашему, можно говорить об этнографии различных народов, входивших в состав современного государства "АР".
* Может быть, и этот факт тоже является "обычным упущением" организаторов, когда они написав о "Кавказских военачальниках в русско-иранских войнах", сочли нужным упомянуть о тех личностях, чья роль была незначительной, в то время как талышский правитель Мир Хасан хан имел заслуги на порядок больше. Несмотря на это, в тематике отсутствует имя Мир Хасан хана?!
http://tolishpress.org/news/943.html http://www.iranembassy.ru/ru/index.php?section=culture&page=main&view=article&id=154