Глупые люди большей частью бывают злы по той же причине, почему бывают злы уроды и вообще безобразные люди.
Артур Шопенгауэр
Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными, а сознательными не станут, пока не взбунтуются.
Джордж Оруэлл. 1984
У большинства народов и государств мира есть свои национальные лозунги, которые репрезентируют их на мировой арене в определенный временной отрезок. Например, “Родина-мать зовет!”, “In God we trust” и т.д. В кемалистской Турции одним из основных лозунгов был провозглашен лозунг “Türk'ün Türk'ten başka dostu yoktur” (“У турка нет друзей, кроме турка”). Весьма сомнительный лозунг для государства, который наряду с турками населяют курды, лазы, армяне, ассирийцы, черкесы, арабы, абхазы и др. Сегодня в условиях гражданской войны с Рабочей партией Курдистана, которую поддерживают широкие слои курдского населения, от этого лозунга в Турции всеми способами стараются избавиться, как и вообще от идей пантюркизма, заменяя их идеями неоосманизма. “Флаг” пантюркизма перехватил сосед Турции - Азербайджанская Республика, государство, которое населяют, кроме тюрков, талыши, лезгины, рутульцы, цахуры, удины, парсы (таты), армяне и др. Утверждается “великая и древняя история тюрков” на этих землях (в то время, как в действительности и анатолийские, и закавказские тюрки последними пришли в свои регионы), все древние этнические группы объявляются тюркскими (аналогично тому, как в Турции, например, хетты были объявлены тюрками, а с ними и все прочие народы на карте мира (и это не сарказм, прошу заметить!)), все топонимы переиначиваются и объявляются исконно тюркскими (для этого создаются некие псевдонаучные теории), создается образ некоего отца нации - в Турции Мустафа Кемаль, в Азербайджане с разницей в год ими признавались Эльчибей и Гејдар Алиев - и т.д. В Азербайджанской Республике эти идеи доводятся до особого уровня маразма - представляя свое государство, деятели спорта и искусства в совершенно неадекватных популистских целях при празднованиях побед одновременно держат в руках флаги АР и Турции. Спрашивается: какое отношение флаг Турецкой Республики имеет к народам АР?
Вместе с тем, те, кто живут в АР, прекрасно замечают неприязнь местных тюрков к анатолийским: в компаниях над ними подшучивают, в ВУЗах турецкие студенты становятся изгоями и т.д. Собственно в самой Турции закавказских тюрков тоже не ценят, стараются не иметь с ними никаких, особенно финансовых отношений, т.к. боятся, что их “кинут”. В цели настоящей заметки не входит выявление причин этих встречных явлений, ограничимся лишь обозначением проблематики “скользкого братства” анатолийских и закавказских тюрков.
С большим рвением долгие годы в АР импортируется и лозунг “У турка нет друзей, кроме турка”. Как талыш, я воспринимаю это, как открытую угрозу, т.к. иными словами это означает, что все нетюркские народы АР есть враги тюрков, а врагов, как мы понимаем, ненавидят. При этом должен отметить, что не склонен списывать всех тюрков во врагов своего и других коренных народов АР, но тех, кто декламирует данный лозунг и подобные этому, не имею права не считать врагами. Вот одна из статей, демонстрирующих настроения большинства тюркского населения страны к моему народу: Gundelik-baku
На картинке, взятой с одного из талышских Интернет-ресурсов, запечатлен молодой человек, который отвергает ксенофобский лозунг “У турка нет друзей, кроме турка” и демонстрирует другой: “Талыш призывает к дружбе, братству”. Это вызвало, судя по всему, гнев пантюркистских кругов. Им не нравится, что талыши отрицают воинственный тюркский лозунг. По их логике (или скорее, ее полному отсутствию в их словах и поступках), мы должны радостно подхватить его, как и другие, например, “Как радостно зваться тюрком” (еще один кемалистский лозунг). Но этого никогда не будет. Мы счастливы зваться талышами, счастливы быть наследниками великой истории своих предков, носителями своего прекрасного языка.
Мы приглашаем тюрков уважать свою собственную культуру и историю, гордиться ею, а не красть чужую: ни к арранской (Арран - персидское название Кавказской Албании), ни к азербайджанской (т.е. атропатенской) культуре тюрки отношения не имеют. Надо принять это. Более того, мы призываем их не стыдиться называть себя “тюрками”. Тюрок есть тюрок, талыш есть талыш, лезгин есть лезгин - что в этом постыдного, дорогие друзья?
В означенной выше статье идет полномасштабное запугивание талышских Интернет-пользователей (в духе “мы вас выявили”, «правоохранительные органы должны вами заняться» и т.д.). В этом прослеживается страх (в рамках этой статьи даже истерия) тюркских кругов того, что талыши благодаря Интернету освободились из-под пресса бакинской агитпропоганды, получают свободную информацию о своей реальной истории, о своем положении в мозаике народов Кавказа и Передней Азии, а также о программе Талышского Национального движения.
Я опущу выпады автора про то, что враги в лице армян, Ирана и России “создают проблему национальных меньшинств АР”. Помочь в этом вопросе сможет уже только опытный психиатр.
Автор (Анар Тагиев) пишет: [речь, понятное дело, об армянах, но я не об этом сейчас] “… являются историческими врагами азербайджанского народа, всего тюркского мира” [выделено мной - Р.И.]. Извольте, мой народ, как и лезгины, цахуры, аварцы, рутульцы, удины, парсы (таты) и др. никак не является частью тюркского мира. И быть просто физически не может. Оставьте наши народы в покое, мы не намерены ввязываться в эту пантюркистскую истерию. Мы - нетюркские народы!
Тагиев пишет о “внутренних врагах” своего народа, подразумевая талышей. Как он предполагает, мы, талыши, должны мириться с подобного рода ксенофобией и ненавистью к инакомыслию?
Этот горемыка говорит о переименовании талышами “их” (т.е. тюрков) городов “Ланкаран” в “Ланкон”, “Лерик” в “Лик” и т.д. О, Аллах, умоляю Тебя, ниспошли на них Свою Милость! Дай им немного ума, прошу Тебя! Скоро они начнут говорить о том, что мы переименовываем их “южный регион” в “Талыш”!
Тагиева “оскорбило” и то, что талыши не называют национального героя АР Мубариза Ибрагимова “тюрком”, а открыто говорят, что он выходец из Талыша. Мне жаль, что такой достойный сын моей земли, как Мубариз, отдал жизнь на войне тюрков с армянами, как и тысячи других талышей. Жаль, что в прифронтовой зоне служат в большинстве своем выходцы из Талыша и нередко оттуда поступают на нашу Родину изувеченные тела (и это в период перемирия). Жаль не из-за каких-то симпатий к армянам или антипатий к тюркам, жаль, потому что талыши умирают не на своей войне, защищая чужие интересы в то время, как те, кто продали Карабах, развлекаются на ворованные чиновничьи деньги.
Вместе с тем я должен сказать, что Мубариз Ибрагимов продемонстрировал, как должен действовать на войне настоящий мужчина: взяв оружие в руки, он должен идти на того, кого считает своим врагом, а не подкрадываться ночью к спящему, как предпочитают некоторые. Талыши всегда открыто сражались против своих врагов, не боясь ни численного превосходства, ни тем более пустопорожних словесных угроз. Это делали и Джавидан с Бабеком, и Дада-бек Талыш, и Сийоли-хан, и Ази Асланов, и многие-многие другие сыны нашего народа. Глуп тот, кто полагает, что мы кого-то или чего-то боимся.
Самым важным моментом в статье Тагиева является следующее: он пишет имена и биографические данные некоторых талышских Интернет-пользователей и обращается к правоохранительным органам (не трудно понять, чьи права эти органы защищают, а чьи - попирают), чтобы они начали уголовное преследование этих пользователей (Читатель, наверно, вспомнит крик известного персонажа из “Ералаш”а: “Ба-а-абушка!”). Это яркая демонстрация того, о чем я не раз говорил: в рамках чужеродного нам государства, в котором законы создает нелегитимный парламент, в котором нет ни одного депутата, представляющего интересы талышей или иных коренных народов АР, мы совершенно бесправны! Любой обрюзгший полицейский запросто может подкинуть вам в карман наркотики и посадить в клетку. Любой более-менее значимый чиновник может сфабриковать дело против талышского (лезгинского, аварского и др.) активиста, обвинив его в “сепаратизме”, “шпионаже” и пр. Чудовищная ситуация абсурда, в которой прячутся обворованные, а их ловят воры. Почему талыши должны отдавать жизнь за это государство?
Господин Тагиев, ваша, а также ваших братьев-пантюркистов, очевиднейшая безграмотность, крайне низкий уровень толерантности и воспитания являются полноценным основаниям для того, чтобы не разделять с Вами один паспорт, одно государство. Я не хочу и не буду жить с Вами в одном государстве, больном шовинизмом и средневековой националистической дикостью. Более того, не позволю вам насаждать свои законы на моей Родине!
Да здравствует свободный Талышистан!
Рустам Искандари
"Источник: Толышпресс"