Ближний Восток: от Ирака до Талыша

Aug 04, 2010 11:43

В ожидании грядущих геополитических изменений
(Возможные сценарии развития событий)

I. География - судьба

Мне нравиться повторят эти слова Н. Бонапарта, так как они лучше всех других объясняют положение моего народа, который в силу своего географического расположения подвергся многочисленным нападениям со стороны в течение всей своей истории. Многие сильные мира сего, учитывая выгодное географическое расположение и несметные природные богатства этой земли, стремились в Талышский край и вели многочисленные кровавые бои ради овладения им.
Таким образом, в течение своей многотысячелетней истории талышский народ неоднократно был активным геополитическим субъектом региона, когда решалась не только его судьба, но и судьбы многих других народов и государств. После распада СССР, оказавшись под гнетом чужеродных кланов, талышский народ продолжал свою борьбу за восстановление своей государственности и получении независимости. Мы шаг за шагом ведем эту борьбу в соответствии с теми геополитическими изменениями, которые происходят ныне в нашем регионе и вокруг него. Такой курс постепенно приводит нас к желанной мечте жить в своем государстве…

Россия и США: лучше дружить, чем конфликтовать

Сегодня мир находится в очередной критической точке своего развития. Активные геополитические процессы с каждым днем охватывают все больше народов и государств. Могущественные центры сил стараются утвердиться в различных судьбоносных регионах мира, другие ведут борьбу за возрождения своей былой мощи. В этой бесконечной борьбе за сферы влияния все четче наблюдается одна тенденция: две основные мировые державы - США и Россия отходят от многолетней конфронтационной политики и объединяют свои усилия в целях успешного решения многих острых проблем отдельных регионов и всего миропорядка.
Администрация президента Б. Обамы взяло курс на перезагрузку своих отношений с Россией. Прежде всего, это относится к Большому Ближнему Востоку, где геополитические процессы получают более четкие очертания с точки зрения будущей перспективы. Многие признаки свидетельствуют о том, что Белом Доме и в Москве пришли к пониманию того, что самым лучшим вариантом обеспечения стабильности данного региона является переформатирование поля путем предоставления коренным народам этого неспокойного региона возможностью самоопределиться в своих национальных государствах. Такое понимание, возможно, приведет к исчезновению с карты мира некоторых государств-проектов, которые доказали свою нежизнеспособность. Например, на первый взгляд вполне региональный конфликт вокруг Нагорного Карабаха на самом деле заставляет все мировые центры сил активно заниматься им в течение многих лет. Мир хорошо понимает, что тут вопрос не только и не столько в самом Нагорном Карабахе, а в установлении стабильности во всем регионе для выполнения вполне реальных задач. А это невозможно только решением вопроса НК. Вопрос всего региона должен быть решен комплексно. То есть, должны быть решены проблемы всех коренных народов Южного Кавказа, которые по воле большевиков оказались в составе разных государств, в некоторых из которых ведется активная политика по их уничтожению и ассимиляции.
Талыши - один из тех коренных народов Южного Кавказа, которые в течение многих десятилетий ведут борьбу за восстановление своей государственности. Мы тут не будем останавливаться на вопросах национальной политики властей Азербайджанской республики, о которой нами написано немало и мировая общественность имеет четкие представления. Мы постараемся изложить свои представления о современных геополитических процессах вокруг и внутри нашего региона, которые в недалеком будущем должны, по нашему мнению, привести к решению вопроса долгожданного возрождения независимой талышской государственности.
Я уверен, что ключ к изменениям на Большом Ближнем Востоке, частью которого является Южный Кавказ, находится именно в Ираке. Там положение дел определяется не суннитском меньшинством, как это хотелось бы многим, а шиитским большинством на юге страны и курдами на севере. Несмотря на все усилия арабских стран, в первую очередь Саудовской Аравии и Турции, судьба Ирака решается совместными усилиями шиитов, имеющие мощную армию и курдов, самоопределившись в свою автономию на севере. В дальнейшем вполне возможно объединение шиитов и курдов, впоследствии чего они могут распространять свое влияние в первую очередь на Турцию и еще дальше. Что касается Турции, то сегодня характерно обострение ситуация внутри страны между “кемалистами” и “османистами”, по сути между сторонниками двух путей развития страны. Проблема в том, что нынешнее турецкое руководство ведет, мягко говоря, политику, не отвечающую реалиям современного мира, держа в неволе миллионы курдов, зазов и других народностей. Вместе того, чтобы искать вполне реальные пути по выходу из ситуации, Анкара становится заложницей своей же политики и амбиций, которые привели эту страну к опасной черте. В итоге Турция и вообще тюркский элемент выступает в роли дестабилизирующего фактора геополитики, чем объясняется охлаждение отношений США к ней. Объективная геополитическая реальность такова, что ни США, ни другие центры силы не могут сделать ставку на Турцию при решении проблем Большого Ближнего Востока.
Точно также трудноразрешимой остается и проблема Афганистана. Все усилия США и их союзников покорить эту страну остаются без результатов, что заставляет их и других ведущих акторов геополитики региона искать новые пути и формы решения данной проблемы, которые будут лежать в основе установления стабильности во всем Большом Ближнем Востоке.
Так на первый план выходит Иран. Эта страна в силу своих исторических и цивилизованных характеристик, в отличие от Турции, имеет все шансы стать стабилизирующим фактором всего Ближнего Востока. Он имеет большое влияние по всему этому региону, начиная от Ирака до Афганистана и Пакистана до стран Средней Азии и Южного Кавказа, со многими народами которых его объединяет, кроме исторических и культурных факторов, еще и языковая общность. То есть потенциально Тегеран является тем цивилизованным ресурсом, с помощью которого можно установить стабильность на многие годы на огромном пространстве Большого Ближнего Востока.
Одна из самых обсуждаемых тем последних лет является вопрос о возможности войны США и Израиля против Ирана. На основе анализа происходящих вокруг иранской атомной программы и соотношения сил в регионе можно предполагать, что, скорее всего, такой войны не должно быть.
Во-первых, такая война не выгодна союзникам США по Европе (Германии, Франции, Италии), которые имеют свои экономические интересы в Иране, что является большой преградой для создания коалиции против Ирана. Без такой коалиции, без поддержки международного сообщества, или хотя бы части его, разумеется, США не пойдут на такой шаг.
Во-вторых, уроки Ирака и Афганистана привели к тому, что в самих США большинство населения и политического класса против такой войны. Не случайно, многие американские аналитики убеждены, что это было бы настоящей катастрофой для США, которые не добились никаких успехов в Ираке и Афганистане.
В-третьих, иранская цивилизация в сущности толерантная и не агрессивная. В течении своей многотысячелетней истории Иран в подавляющем большинстве случаев сам стал объектом нападения и никогда не проявлял агрессивность в отношении своих близких и дальних соседей. Даже сегодняшние внешне эмоциональные выступления иранского президента в адрес Израиля, по сути, носят оборонительный, а не наступательный характер.
В-четвертых, фактор России. Война против Ирана нисколько не отвечает национальным и геополитическим интересам России. В материалах некоторых российских аналитиков прослеживается явная тенденция на подталкивании России в «иранский капкан». Так, они дают понять российскому руководству, что якобы война против Ирана приведет к повышению цен на нефть до 160-170$, от чего выиграет Россия. Таким путем они соблазняют Россию, чтобы она дала согласие на такую войну. И еще они уговаривают Россию не пойти так глубоко в своем сотрудничестве с Китаем, который, по их мнению, якобы в недалеком будущем будет непосредственной угрозой для России.
В-пятых, война против Ирана может обернуться настоящей трагедией для самого Израиля. Я уверен, что иранское руководство, вместе того, чтобы воевать против Израиля, будет заниматься только тем, что направит поток миллион иранских беженцев в направлении Израиля. В результате такого наплыва беженцев очень скоро государства под названием Израиль просто перестанет существовать…
Таким образом, необходимо быть готовыми к новому сценарию действий в регионе Большого Ближнего Востока как мировых, так и региональных игроков. Об этом в следующей статье.

Ф.Ф. Абосзода

Источник: http://www.peoples-rights.info/2010/07/blizhnij-vostok-ot-iraka-do-talysha/

талыш, США, ближний восток, россия, Геополитика

Previous post Next post
Up