Доклад талышского политолога Фахраддина Абосзода в III Евразийском научном форуме в Казани.
НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ БОРЬБЫ ТАЛЫШСКОГО НАРОДА ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ НА ФОНЕ НОВОЙ РАССТАНОВКИ СИЛ В РЕГИОНЕ
О каждом человеке надо судить по тому, каков он сейчас
Имам Хомейни (а)
Мир, в котором нам приходится жить, меняется так стремительно, что часто не успеваешь следить за изменениями в геополитике. Уходят в небытие прежние влиятельные актеры мировой политики, кому еще вчера было суждено играть ведущую роль в том или ином регионе мира, взамен приходят новые, которые еще вчера находились на периферии мировой политики. Наряду с этим все большее количество регионов, которые еще недавно относились к более или менее спокойным, сегодня привлекают к себе пристальное внимание со стороны ведущих мировых центров. Десятки народов, которые еще недавно являлись обычным объектом воздействия со стороны, чьи судьбы решались без их участия, сегодня превращаются в активные субъекты геополитики своих регионов и требуют учитывать их собственное мнение, как при определении их собственного будущего, так и решении вопросов регионального порядка. Один из таких народов региона Южного Кавказа является талышский народ, который вот уже в течение достаточно долгого времени ведет борьбу за возрождение своей государственности. Одним словом, мир изменяется стремительно, он меняется буквально на наших глазах.
Регион, неотъемлемой частью которого является мой народ - талыши, изначально принадлежал иранскому миру. Иранская цивилизация является величайшим достижением человечества, в создании которого наряду с другими иранскими народами, активно участвовал и мой народ. А шиизм как одно из основных направлений традиционного Ислама, в основном связан с Ираном, и в этом смысле является неотъемлемой частью иранской цивилизации.
Правда, в ходе истории из-за многочисленных причин объективного и субъективного характера, половине нашему народу пришлось жить отдельно от нашей исторической Родины - Ирана, так как согласно Тюркменчайскому мирному договору от 1828 года, северные области Талыша - Талышского ханства были присоединены к России. Иран в то время переживал не самые лучшие времена своей истории, так как страна в течение долгих лет находилась в состоянии системного кризиса власти, свидетельством чего являлось то, что часто менялись властвующие династии, некоторые из которых, мягко говоря, не имели ни морального и ни иного права для нахождения на иранском троне.
Талышский народ никогда не мыслил себя вне иранского мира, и, будучи даже в составе Российской империи, продолжал развиваться как часть иранской цивилизации. Фактом является и то, что руководство России никогда не препятствовало развитию талышского народа в данном направлении. Думаю, именно такая привязанность к своим корням и политики России, стали одними из решающих факторов того, что, несмотря на то, что часть талышей оказалась в составе совсем другого мира, этот народ смог сохранить свою самобытность и язык, и дошел до наших дней как один из субэтносов Иранского мира. Он не только сохранил себя, но и за все эти годы продолжал активно бороться за восстановление своей государственности, которая была прервана в результате русско-иранских войн начала XIX века.
Пребывание в составе Российской империи означало для нас прежде всего стабильность и возможность для поступательного развития. Благодаря России талыши получили возможность приобщиться с европейской культурой. При этом Россия, как и Иран, никогда не ставила перед собой задачу ассимилировать наш народ и изменить нашу религиозную принадлежность и язык. Даже те талыши, кто получил высшее образование в центральных российских вузах оставались быть мусульманами, не испытывая никаких давлений по религиозному признаку. В сталинские годы массового безбожия, когда уничтожали мечетей и священнослужителей, среди которых были и мои предки, талыши являлись оплотом Ислама не только в своей малой Родине - Талыше, но и по всей Азербайджанской ССР. Никакие репрессии не смогли заставить талышей отказаться от Аллаха и своей религии. Результатом этого является то, что по сей день талыши составляют абсолютное большинство среди священнослужителей современной Азербайджанской республики.
Увы, после провозглашения независимости Азербайджанской республики все изменилось в корне в том числе и в религиозном плане. Политика властей страны велась не только в направлении ассимиляции талышей по этническому и языковому признаку, но и в плане уничтожения шиизма. Разные нетрадиционные религиозные секты (не только мусульманские) начали активно внедряться в Талыш. Ваххабисты, нурсисты даже протестанты из далекой Америки получили все возможности для активной деятельности в Талыше. Одними из первых в АР в столице Талыша - г. Ленкоране открылся турецкий лицей, целью которого являлось в первую очередь изменить веру талышей. Дальнейшее обучение выпускников этого лицея в разных турецких вузах преследовало цель сделать этих молодых ребят нурчистами, что не может вызвать у нас одобрения. Дело в том, что, одно дело, когда кто-то сам выбирает для себя ту или иную веру, которому, согласно Корану, нельзя препятствовать в этом. Совсем другое дело, когда это носит целенаправленный характер, когда молодым, еще полностью не окрепшим в своих взглядах и религиозных убеждениях ребятам под разными предлогами внушаются чуждые им и их предкам этнические ( в форме пантюркизма) и религиозные ( в форме нурчизма) идеи, конечной целю которых является оторвать их от их иранских и шиитских корней и в дальнейшем уничтожить их как самостоятельный этнос. Само по себе существование этих религиозных сект не вызывает у нас никаких эмоций, но мы решительным образом выступаем против такой целенаправленной политики некоторых сил в отношении талышей, которая активно поддерживается властями АР. В то время когда сами шииты в Талыше сталкиваются различными мыслимыми и немыслимыми препятствиями в процессе осуществления своих религиозных обрядов и церемоний, когда власти пытаются запрещать даже похоронные процессии согласно шариату, протестантские миссионеры из далеких стран свободно функционируют и распространяют свои идеи на всей территории Талыша.
Распад СССР и долгожданное открытие границ между Талышом и Ираном давали новый импульс для развития шиизма среди талышей. Мой народ получил возможность учиться и изучать основы шариата в ведущих религиозных центрах Ирана. Но, к сожалению, выпускники иранских религиозных учебных заведений в основной своей массе не пропускаются в Азербайджан, так как в каждом из них власти видят пресловутых иранских агентов. В результате все эти выпускники иранских учебных заведений вынуждены жить в России и других стран постсоветского пространства, большинство из которых боится даже навестить своих родных и близких на Родине. Должен признать, что такое не было даже в годы советской власти, которая особенно в последние периоды своего существования не стала активно воспрепятствовать развитию религиозных чувств своих граждан.
Все это вносит дополнительную нервозность в отношении талышей с властями страны. Точнее, наша борьба за спасение нашего народа от неминуемой гибели в то же время является борьбой за спасение нашей веры и возвращение к своим корням! Таким образом, талыши сегодня вынуждены бороться не только за спасение своего народа, но и возглавляют борьбой всех правоверных мусульман АР за спасение традиционного Ислама у себя на Родине, в чем нас активно поддерживает Иран. В стране, где до сих пор разрушены около десяти мечетей и сегодня власти продолжают это варварство по отношении Ислама во всей своей остроте, разумеется, стоит вопрос о спасении Ислама. Несмотря на все преграды властей, уровень религиозного сознания и привязанности к своим иранским корням у талышей на сегодня продолжает оставаться высокой, чего мы не имеем права не учитывать в своей борьбе.
Как известно, Ислам, как и всякая мировая религия с универсальными претензиями на свою исключительность, не приемлет другие идеологии. Поэтому всякие попытки, порою насильно навязывать мусульманам других ценностей, приводят к конфликтности и нарушают стабильность в целых регионах мира. Исламской культуре всегда была присуща терпимость по отношению к немусульманам. Основным ее историческим фактором является отсутствие принципиальных, непреодолимых противоречий между Исламом и другими религиями, главным принципом которой, согласно Корану, является «Нет принуждения в религии» (Коран, 2/256).
Хотя со времен арабского завоевания Ислам в Иране существовал преимущественно в форме шиизма, доказательством чему является восстание иранских народов против Халифата под руководством великого Бабека, которое продолжалось больше двадцати лет (IX век), но его утверждение как часть государственной идеологии связано с именем другого талыша - Шах Исмаила Хатаи, который объявлял шиизм как государственную религию Иранского государства. С тех времен Иран стал колыбелью шиизма и подавляющая часть моего народа выбрала для себя шиизм как единственно верное направление в Исламе.
Практика показывает, что всякое искусственное вмешательство в мусульманский мир, какими бы благими намерениями оно не прикрывалось, расшатывает устои современного и так не очень прочного мироздания. Такие попытки в основном если даже начинаются с неверным пониманием отдельными политиками и центрами силы специфики развития того или иного региона, иногда отдельного государства, в результате приводят к столкновении целых цивилизаций. Ярким примером тому является Афганистан, или положение палестинского народа. Если сравнить эти государства с Ираном, который является одним из крупных государств региона как по своей территории, численности населения, так и по своим материальным ресурсам, то не надо владеть большим умом, чтобы понимать, к чему может привести агрессия против Ирана, которая в одночасье может привести к объединению всех иранских народов, в том числе и талышей, не говоря уже о других мусульманских государств, большинство из которых тоже не останется в стороне от этой священной войны, так как для всех окончательно станет очевидным фактом то, что это уже является не борьбой против пресловутой иранской ядерной программы, а является конкретным проявлением борьбы против мусульманской цивилизации. Ибо так учит нас всех Коран: «И приготовьте для них, сколько сможете, силы и отряды конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них; вы их не знаете, Аллах знает их» (Коран, 8/60).
Нельзя забывать, что Ислам - не только религия, она еще как образ жизни и как мировоззренческая система исключает возможность огульного обвинения принадлежащим к этой религии народов и государств в каких-то деяний против человечества, что делается на примере Иранской мирной атомной программы.
С древнейших времен по сей день Иран являлся отличным примером толерантности как в национально-этническом, так и в религиозном плане. Испокон веков на этой древней земле жили разные народы с разной культурой и религиозными представлениями. Со времен Мидийской империи иранцы бережно относились ко всем этим народам и их религиозным чувствам. Величайшим примером тому является тот факт, что, несмотря на известную враждебность Израиля в отношении Ирана, 25 тысяч евреев до сих пор продолжают жить в Иране в виде самостоятельной общины, и не собираются уходить никуда, чего нельзя сказать о самом Израиле. Иран одна из немногих государств мира, на территории которого разные народы и религиозные конфессии мирно сосуществуют бок о бок, и в истории никогда не было случаев конфликта между ними на национально-этнической или религиозной почве. Это же является величайшим достижением всей мировой цивилизации, которого надо бережно хранить и показать как пример всем другим государствам, где власти ведут политику уничтожения целых этносов или религиозных конфессий. Такая терпимость иранского мира всегда привлекал представителей других народов, и они с удовольствием переселились на эту землю, так как были уверены, что в Иране никто и ничто не будет угрожать им.
После принятия Ислама в Иране еще больше усилилось такое отношение терпимости к другим народам и конфессиям. Ислам - это религия, ценности которой легли в основу самобытной, блестящей и богатой гуманистическими традициями иранской цивилизации.
Радует тот факт, что в сегодняшнем мире ведущие государства с каждым днем все больше понимают, что настала пора перейти от конфронтационности цивилизаций к их диалогу ради сохранения мира и стабильности во всем мире. Мир все больше понимает, что пора восстанавливать старые империи, которые столетиями, а иногда, если речь идет об Иране, - тысячелетиями имели огромное влияние в тех странах, которые когда то входили в их состав. Несмотря на то, что многие из этих народов давно уже живут свою независимой жизнью, но влияние бывших империй как культурный фактор продолжает играть важную роль в их дальнейшем развитии.
В мире с каждым днем все больше начинают понимать, что бывшие империи нашего региона, точнее Россия, Иран и Турция имеют больше влияния на развития стран региона, чем вес остальной мир вместе взятое. Геополитические процессы, развивающиеся в нашем регионе, как в целом, так и в отдельных странах, доказывают, что именно эти страны имеют все возможности для урегулирования возникших конфликтов и обеспечения стабильности всего региона. Отсюда и вывод: именно эти страны должны взять в свои руки ведущую роль по решению всех конфликтов в регионе. В этом плане нас не может не радовать активное сближение России с Турцией за последние годы, дальнейшее укрепление уже имеющего многолетние традиции сотрудничества с Ираном и их совместная деятельность по разрешению проблемных вопросов нашего региона, которая все больше становится решающим фактором стабильности не только на данном регионе, но и по всему Востоку.
Исходя из этого, мы со своей стороны приветствуем процесс восстановления так называемого новорусского империализма в лице Российской империи, Иранского империализма в лице современного иранского государства и неоосманизма, который стал основной линией внешней политики сегодняшнего турецкого государства. Разумеется, это не означает восстановление этих империй в классическом понимании, то есть повторное включение всех этих народов в состав этих империй. Это в первую очередь должно быть культурное восстановление с целью поддержания старания этих народов по строительству независимых государств, некоторые из которых, несмотря на то, что давно самоопределились как независимые государства, но не имеют ресурсов для дальнейшего развития. Пример Киргизии еще раз диктует необходимость такого возрождения. Он показывает, что только с помощью России, Ирана и Турции можно решить проблемы не только отдельно взятого государства, но и в целом всего региона. В этом процессе меняются и сами эти империи, все больше модернизируя систему власти у себя в стране.
Мы - талыши, как один из коренных иранских народов, всегда отличались своей терпимости к другим народам и их религиозным представлениям. Доказательством тому является тот факт, что в течение нашей многотысячелетней истории талыши принимали у себя на Родине представителей разных народов. Бок о бок с нами на нашей земле в разные годы жили тюрки, русские, армяне, евреи и пр., но никогда между нами и этими народами не было случаев конфликта на этнической или религиозной почве.
Сегодня власти АР очень стараются придать нашей борьбе этнический и националистический характер. Но наша борьба никогда не была направлена против какого бы то не было народа или религии, а преследует цели спасения нашего народа от неминуемой гибели, которая грозит ему в свете политики сегодняшних властей АР, путем возрождения его государственности.
Нам очень хотелось бы, чтобы и власти Азербайджана, да и наши ближайшие соседи - наша историческая Родина - Иран, и Россия, с которой мы связаны двухсотлетними узами добрососедства и совместного проживания в составе единого государства, и Турция, старания которой по восстановлении своего влияния в регионе мы приветствуем, понимали реальность того факта, что на сегодняшний день талышский народ стал одним из субъектов геополитических процессов нашего региона. Мы не желаем зла ни одному народу и государству, и желаем всем им процветание. Мы не имеем ничего против наших тюркских мусульманских братьев, которые несколько сот лет назад волею судьбы оказались на нашей земле. Мы не против того, чтобы они, согласно известной русской поговорки, и дальше чувствовали себя на этой земле как у себя дома, но, вместе с тем, чтобы не забыли, что находятся в гостях и вели себя, как подобает гостям. Мы против того, чтобы талышские земли и государственные образования, существовавшие испокон веков на иранском нагорье, поголовно были объявлены тюркскими, которые не имели к ним никакого отношения. Мы не имеем ничего против курдского народа. Но мы против курдских поселений, которые строятся в самом сердце Талыша - вокруг Ленкорани. Нам даже жалко этих людей, в какой-то мере ставших жертвой недальновидной политики властей АР, так как талышский народ никогда не смириться с этим и рано или поздно им придется покинуть эти земли. В каком-то смысле мы не имеем ничего против даже властей АР, но никак не можем понимать их истерику вокруг талышской проблемы. Мы всего на всего стараемся спасти свой народ и свободно жить в своем государстве в соответствии своим обычаям и традициям. Вместе того, чтобы препятствовать нашей борьбе за восстановление талышской государственности в той или иной форме, власти Азербайджана могли бы с пониманием отнестись к проблемам талышей и создали бы все условия для всестороннего развития и процветания этого древнейшего иранского народа. То, что этот народ смог сохранить свою самобытность, свой язык и культуру, то, что он сохранился до наших дней как отдельный субэтнос иранского мира, который имеет богатые государственнические традиции и борьбы за восстановления своей государственности, должно, наконец, пробуждать властей АР к разуму, чтобы они трезво могли оценить ситуацию как в нашем регионе, так и внутри своей страны. Нельзя закрывать глаза на происходящее в мире и нашем регионе. Сегодня мир стал совсем иным, что следует признать им также. Такое понимание смогло бы снять напряженность внутри Азербайджана, да еще способствовало бы успешному разрешению других кардинальных проблем государства, с которыми ему приходится сталкиваться сегодня. Как завешал Имам Хомейни (а), «Легче предотвратить болезнь, чем ее лечить, и если меры принимаются не вовремя, то события могут выйти из-под контроля». И не стоит винить нас - представителей Движения за возрождения Талыша, во всех мыслимых и немыслимых бед, настигших Азербайджанскую республику, ибо, как сказал Франческо Гвиччардини, итальянский мыслитель и государственный деятель XV-XVI веков, «все города, все государства, все царства смертны; всё когда-нибудь оканчивается и завершается по своей природе или вследствие стороннего вмешательства. Поэтому, если гражданину выпало жить в конце времен своей Отчизны, ему надо скорбеть не столько о ее бедах и звать горькой не столько ее долю, сколько свою, потому что с Отчизной случилось лишь то, что так или иначе должно было случиться; несчастна же участь того, кому довелось родиться в столь бедственную годину».
Мы очень надеемся на понимание со стороны как России, так и Ирана, два государства, которые могут и имеют все права стать гарантами успешного завершения нашей борьбы по спасению нашего народа и долгожданного восстановления демократической талышской государственности. Мы верим в Аллаха, в свой народ, в свои силы и уверены, что восстановление талышской государственности является делом времени. Наша мусульманская идентичность и высокая религиозность, приверженность к демократическим идеалам, глубокая любовь и привязанность к нашей исторической Родине - Ирану, активная борьба иранского руководства по возрождению былой мощи своего государства, одним из проявлений которой является поддержка им ираноязычных народов, поддержка борьбы нашего народа со стороны руководства Российской федерации, активные геополитические процессы вокруг нашего региона и в мире являются основными факторами успешного завершения долгого и болезненного процесса восстановления талышской государственности на демократических началах…
http://tolishpress.org/news/1164.html