Столетние фаянсовые блюда
Многие, интересующиеся русским стеклом, безусловно, знают про мануфактуры купцов Мальцовых, производившие качественные и недорогие изделия из стекла.
Мальцовы (Мальцевы), русские купцы, с 1775 - дворяне, крупные заводчики и землевладельцы XVIII-XX веков.
Первый мальцовский завод был основан под Москвой в 1724 году в Можайском уезде, создав конкуренцию подмосковным стекольным заводам. Основателем его был купец Василий Мальцов. После ряда указов правительства, начиная с 1747 года, о создании вокруг Москвы двухсоткилометровой зоны, в которой запрещалось,в целях сохранения лесов, строительство стеклянных заводов, Мальцовы основали в 1750 году завод в селе Радутино Трубчевского уезда Орловской губернии, хозяином которого стал сын Василия - Александр Мальцов.
Продукция Мальцовских стекольных заводов славилась на протяжении всего XIX века. Разнообразный ассортимент: от самых простых обиходных предметов - стаканов, рюмок, бокалов, графинов, вазочек, до многопредметных сервизов и уникальных деталей архитектурного убранства, широко известен и очень популярен в России и за ее пределами.
В 1880 году Иван Мальцов, последний прямой потомок Василия Мальцова, умер. После его смерти Гусевский хрустальный завод перешёл к одному из его племянников -Юрию Степановичу Нечаеву (1834-1913). При вступлении в права наследования он по завещанию стал обладателем двойной фамилии Нечаев-Мальцов.
В историю Ю.С. Нечаев-Мальцов вошел как человек, подаривший России Музей императора Александра III в Москве, ныне ГМИИ имени А.С.Пушкина, пожертвовав на его строительство основную сумму денег (более 2 000 000 из 2 600 000 рублей).
Профессор Иван Владимирович Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой и инициатор создания музея, обратился к властям и к состоятельным аристократам с просьбой внести пожертвования на строительство музея. Казна выделила 200 тысяч рублей, но этих денег не хватало. И тогда Цветаев обратился за помощью к Нечаеву-Мальцову. Результат встречи с Юрием Степановичем превзошел все ожидания. Первый же вклад составил 500 тысяч рублей, а в итоге сумма пожертвований Нечаева-Мальцова на Музей изящных искусств эквивалентна полутора миллиардам современных долларов США.
Кроме этого, Юрий Степанович сделал пожертвование на проект и строительство Храма Сергия Радонежского на Куликовом поле, а также на многие другие культурные и социальные объекты.
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, 1885 год, портрет работы Ивана Крамского
Благотворительность и меценатство являлись семейной традицией аристократов Нечаевых. Степан Дмитриевич Нечаев - обер-прокурор Святейшего синода, сенатор и отец Юрия Степановича, потратил на социальную ответственность большую часть своего состояния. Он был первым исследователем Куликова поля и создал первый в России музей Куликовской битвы, победа в которой освободила Русь от векового ига Золотой орды и послужила началом объединения русских земель в единое централизованное государство.
За заслуги в создании музея изящных искусств Юрий Степанович Нечаев-Мальцов был награжден орденом Александра Невского. На фасаде здания музея, который с 1937 года необоснованно носит имя А. С. Пушкина, ещё до революции была установлена мемориальная доска с барельефом Ю. С. Нечаева-Мальцова.
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом со своим отцом и матерью. Уже в советское время семейный склеп Нечаевых был уничтожен.
В 1914 году по завещанию бездетного Ю.C.Нечаева-Мальцова его состояние перешло к его родственнику - графу П. Н. Игнатьеву.
В 1918 году предприятия Мальцовых по производству стеклянных и керамических изделий были национализированы. И вот тут начинается самое интересное.
Большевики, разрушив могилы, и тем самым уничтожив даже память о Нечаеве-Мальцове, в целях поддержания марки стекольных и керамических изделий и продвижения их на рынке, создали Трест "Государственные Мальцовские заводы", просуществовавший до 1927 года.
Эти изделия имели фирменный знак ГМЗ.
В семье сохранились изделия Государственных Мальцовских заводов. Это два аршинных блюда, предназначенные либо под жаренных поросят, либо под заливных осетров.
Блюда изготовлены на Песоченской фаянсовой фабрике и сохранились практически в идеальном состоянии.
Песоченская фабрика - один из старейших в Европе фарфоровых заводов. Первое производство керамики в этом районе датируется 1797-1801 годами, а в 1851 году производство на керамическом заводе были вновь запущено С.И.Мальцовым, который к 1853 году перепрофилировал производство на выпуск фаянса.
М.С. Кузнецов, крупнейший владелец фарфоровых заводов, с 1898 года арендовал фабрику, а в 1911 году и вовсе купил и полностью модернизировал. В XIX веке фабрика специализировалась на изготовлении керамической и фаянсовой посуды. Сервизная и кухонная посуда успешно конкурировала на внутреннем рынке и даже за границей. Базовое сырье - глина и песок - добывалось в окрестных деревнях.
В 1918 году предприятие было национализировано и вошло в объединение Государственных Мальцовских заводов. В 1936 году, когда поселок Песочня Брянской губернии стал называться городом Кировым, предприятие поменяло название с Песоченской фабрики на Кировский фаянсовый завод. В 1937 году фабрика была преобразована в завод строительного фаянса, ставший крупнейшим производителем сантехизделий. Завод существует и ныне.