May 07, 2009 13:15
За годы своей преподавательской деятельности я не раз слышал и продолжаю слышать от студентов две расхожие фразы:
“Зачем мне это надо?”
“Я знаю, что и мне это в жизни не понадобится.”
Опять же, с одной стороны меня задевает это как преподавателя. Значит, я не смог привить людям любовь к предмету, значит это моя ошибка и есть повод поработать над собой или… А вот что значит это “или”? Это “или” значит, что студенты не понимают, для чего это может понадобиться в их дальнейшей жизни и трудовой практике.
Здесь я немного отвлекусь и приведу несколько примеров. Есть такой журнал “Forbes”, каждый год они публикуют список 100 самых богатых бизнесменов России. Думаю эти имена у всех на слуху, вот пять человек из самой верхушки топа:
1. Михаил Прохоров - ОНЭКСИМ
2. Роман Абрамович - Инвестиции
3. Вагит Алекперов - Лукойл
4. Михаил Фридман - Альфа Групп
5. Владимир Лисин - НЛКМ
И так далее вплоть до Олега Дерипаски, закрывающего первую десятку. И вот что интересно.
1. Михаил Прохоров - закончил Московский Финансовый Институт, учился на факультете Международных экономических отношений. Первое место работы Международный Банк Экономического Сотрудничества.
2. Роман Абрамович - по одним сведениям, поступил в Ухтинский индустриальный институт и перевелся в Московский институт нефти и газа имени Губкина, по другим - нигде не учился. Работать начал в Москве продавцом игрушек кисловодского кооператива "Луч".
3. Вагит Алекперов - работал буровиком производственного объединения «Каспморнефть». Окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности «Горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений».
4. Михаил Фридман - окончил Московский институт стали и сплавов. Начинал трудовой путь, работая инженером-конструктором на заводе “Электросталь”.
5. Владимир Лисин - окончил Сибирский Металлургический институт, аспирантуру украинского НИИ Металлургии. Доктор технических наук. Начинал трудовую деятельность сталеваром и оператором установки непрерывной разивки стали.
6. Олег Дерипаска - окончил физфак МГУ, учился на кафедре квантовой статистики и теории поля. Начинал работать в студенческих стройотрядах.
Если посмотреть внимательно на представленные персоналии, то все кроме Прохорова не имели экономического образования. Все эти миллиардеры закончили технические вузы. Большинство из них начинали работать с низов, не имея протекции своих родителей.
Кстати, запишите к себе в плюс, что если вы учитесь на технической специальности, то основываясь на статистике вы уже имеете несомненный шанс. Опять, же можно много спорить насчет достоинств и недостатков гуманитариев, но не учитывать то, что технарей действительно заставляют учиться в большинстве своем - это факт. Технарей учат выстраивать системы и логически мыслить, учат разделять поставленные задачи на отдельные подзадачи. Слава Богу, советская система подготовки технических специалистов еще достаточно сильна. С гуманитариями у нас все еще беда. Ведь не даром говорят, что сначала лучше всего получить техническое образование, а потом, как ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ экономическое или любое другое гуманитарное.
Но! Здесь даже не это важно, а то что вряд ли кто-то из перечисленных людей, начиная карьеру, знал или хотя предполагал, что через десяток лет он окажется в топе журнала Форбс, обладая много миллиардным состоянием.
Что это доказывает? Жизнь - процесс, подверженный случайным событиям. Я, да и никто из вас не знает, кем он станет в этой жизни и что для достижения каких-то целей в жизни может ему понадобиться. Раз и вопрос на собеседовании при приеме на работу может оказаться из той почти забытой книги, которую вы прочли несколько лет назад. Раз, вы вспоминаете ответ, и вас берут на должность. Вспомните ли вы про это через десяток лет?
лекция,
я,
события,
работа,
студенты,
книга,
преподавание,
мысли в слух,
журнал