Оригинал взят у
atraita в
ТЕНЗИН ПАЛМО "О ЮМОРЕ И РАДОСТИ".
"В традиционных буддистских странах люди относятся к практике вполне реалистично. Они понимают, что у всех нас есть недостатки, и при этом обладают глубокой верой и преданностью. Из-за этого они менее критичны в отношении самих себя и других людей.
С другой стороны, западные ученики, которые часто стараются стать идеальными практиками. Вплоть до буквальной трансформации себя в японца или тибетца, принимая не только внешние атрибуты, но и внутреннее отношение к стране из которой пришло учение. Часто такой подход только подчеркивает низкую самооценку и неуверенность. Чтобы уверенно следовать пути, необходимо принять и подружиться с самими собой, чувствовать себя комфортно в собственной коже.
Большинство буддистских учителей столкнулись с этой тенденцией серьезного восприятия самих себя и учений. Возможно это остатки традиционной религиозности, однако в вопросах достижения и практики юмор зачастую полностью отсутствует. В западных кругах Дхармы преобладает серьезность и торжественность.
Одним из очень заметных качеств восточных ( и только некоторых западных) учителей является их готовность смеяться и шутить. Яркий пример этого Далай Лама. Спонтанно смеющейся всему, что его поражает, даже в разгар серьезной церемонии. Это не значит, что он не искренний, скорее то, что не слишком серьезный.
Обычно наш старый товарищ - эго, напускает на себя серьезность, дабы почувствовать значимость. Поэтому, как только мы начинаем интересоваться учением, эго радостно одевает себя в одеяния духовности. Охотно соглашается на практики и ритриты, чтобы стать лучшим и осознанным "я". Вместо того, чтобы тихо работать над изменением сознания, очень легко впасть в ловушку передовых практик и посвящений, задолго до того, как быть к ним готовым. Это вызывает уныние и ощущение неудач.
Ученики часто спрашивают:"Что я получу от практики медитации?""Как я узнаю что достиг или реализовался?" или даже "А каков самый быстрый и скорый путь к просветлению?" Одна из проблем состоит в превращении практики в цель, которую обязательно необходимо достигнуть.
Легко попасть в ловушку, превращающую практику с обслуживание амбициозности. И при этом отсутствие явного прогресса часто способно привести к депрессии. Наши ожидания создают барьер на пути естественного раскрытия потенциала ума.
Практики предназначены для того, чтобы сделать нашу жизнь счастливой и менее обремененной. Как сказал Будда:
"НАМ СЛЕДУЕТ БЫТЬ КОРМУШКАМИ РАДОСТИ". Практика подобна дрожжам в тяжести нашей повседневной жизни, делая ее более легкой, пористой и легко усваиваемой. Не стоит превращать ее в еще один тяжелый камень в рюкзаке за плечами, делающий трудным каждый наш последующий шаг. Что-то работает не так, если есть тяжесть.
Будда это очень хорошо объясняет в знаменитом сравнении с лютней. Подобно струнам музыкального инструмента, наша практика не должна быть ни чрезмерно натянута, ни чрезмерно свободна.
Необходимо поощрять как себя, так и наших друзей к тому, чтобы прекратить воспринимать самих себя очень серьезно. Иногда мне кажется, что седьмой парамитой должно стать чувство юмора! Очень маловероятно, что мы достигнем окончательного просветления в этой жизни. Ну и что? Для продолжения работы у нас впереди бесчисленное количество жизней. В этой жизни, продолжая идти вперед, мы можем немного расслабиться и насладиться растущими вокруг цветами."
- Тензин Палмо. 7 февраля 2011 года.