Зулусские стиляги

May 16, 2010 19:09

Посмотрел невероятный документальный фильм The Swenkas о южно-африканских разнорабочих, которые проводят субботние вечера, устраивая любительские фэшн-шоу со своим участием.




Половину фильма они демонстрируют специальные приемы дефиле, принципы сочетания сорочек, носков и бижутерии, а также образцы викторианской морали. Это вовсе не маргинальное течение - все они очень солидные, я бы даже сказал, консервативные, выходцы из сельской местности, где живут их семьи. Кроме того, это очень распространенное увлечение, практически любимый спорт в небогатых слоях зулусского общества. В городах делаются некрупные денежные ставки или соревнование проводится  на приз (коза либо часы), а в сельской местности все куда серьезнее - призом может быть корова. А это вам не глупости.

Соревнования пришли из конца 50х, а ткани-фасоны и сейчас принадлежат этим временам. Это невероятно захватывающее путешествие в мир "честных бедняков", которые разговаривают, как персонажи Диккенса. И стиль для них очень важен, потому что на нем держится их самоуважение и оценка. Ритуальная роль костюма свободно переходит у них из племенных плясок в urban tribes, пусть без гульфика из тыквы и без драматизма. Они соблюдают чистоту тела и... Ох, не знаю даже, как сказать. И слов-то теперь таких никто не знает. Блюдут они себя - так, наверное, будет точнее. Не блядословят и не паскудничают. Деньги в деревню отсылают. Их сельские мамы ими гордятся. Вот какие чудеса творит стилистика в Африке.


           


Сама стилизация такая же несгибаемая, как их моральные устои. Дешевенькую флоридскую шнягу полувековой давности они превратили в незыблемый стандарт, что-то вроде народного костюма. Последний раз такое четкое стилистическое заявление от непрофессионалов я наблюдал лет двенадцать назад, выглянув из окна ужасным похмельным утром  в районе м. "Отрадное". Там россыпь золотых зубов была окружена дымкой нещипанной ондатры, рыжей кожи и скругленных плеч, а подкреплена жаккардовыми узорами, вправленными в лампасные трико и далее - к сапогам. Такие персонажи встречались в 80е повсюду, а в 98 смотрелись уже птицей дронт. Но какая сильная в этом была закваска - будто деготь. Беспримесный стиль, который мгновенно узнается по виду и запаху и может увлечь за собой/перекричать все что угодно. Даже если взять любые две-три приметы из перечисленных, при добавлении к любым другим вещам они будут держать всю съемку...Чистота стиля всегда вызывала у меня некоторую оторопь.


         


Это, к тому же, очень мужской - брутальный - подход к проблемам быта и красоты. Слет реликтовых златозубцев проходил посередь толпы ссаных ящиков. Зулусские стиляги все время между шахтой и субботним дефиле проводят между редкостно омерзительных вещей, домов, обстоятельств и людей. Мы недавно с приятельницей обсуждали, почему так часто у талантливых мужчин-художников жены случаются прошмандами и чумичками. Пришли к выводу, что это может происходить от мужского стремления разделять искусство (искусственное) и жизнь, которое особенно сильно у артистов - чтобы глаз не замыливался. Эстетизировать быт характерно, скорее, для женщин: занавеска, а из ее остатков юбка, а потом с новым чувством - на штурм карьеры. Именно в такой последовательности. Мужественность тянет вдохновение из каких-то отвлеченных, небытовых источников, преобразует реальность, а не питается ею. Это чувствуется не только по стилистическим упражнениям моих новых зулусских героев, но и при сравнении работы дизайнеров - мужчин и женщин. Но сейчас писать об этом лень, здесь требуется целая колонка. В конце -  большой ролик из фильма, который имеет смысл досмотреть хотя бы до середины:

image Click to view

стиль 50х, документальное кино, Зулусские стиляги, формирование образа, стилизация, мужской костюм, swenkas, мода, стилистика, мужская мода, теория моды, чистый стиль, социальные особенности стиля

Previous post Next post
Up