Посмотрел невероятный документальный фильм The Swenkas о южно-африканских разнорабочих, которые проводят субботние вечера, устраивая любительские фэшн-шоу со своим участием.
Половину фильма они демонстрируют специальные приемы дефиле, принципы сочетания сорочек, носков и бижутерии, а также образцы викторианской морали. Это вовсе не маргинальное течение - все они очень солидные, я бы даже сказал, консервативные, выходцы из сельской местности, где живут их семьи. Кроме того, это очень распространенное увлечение, практически любимый спорт в небогатых слоях зулусского общества. В городах делаются некрупные денежные ставки или соревнование проводится на приз (коза либо часы), а в сельской местности все куда серьезнее - призом может быть корова. А это вам не глупости.
Соревнования пришли из конца 50х, а ткани-фасоны и сейчас принадлежат этим временам. Это невероятно захватывающее путешествие в мир "честных бедняков", которые разговаривают, как персонажи Диккенса. И стиль для них очень важен, потому что на нем держится их самоуважение и оценка. Ритуальная роль костюма свободно переходит у них из племенных плясок в urban tribes, пусть без гульфика из тыквы и без драматизма. Они соблюдают чистоту тела и... Ох, не знаю даже, как сказать. И слов-то теперь таких никто не знает. Блюдут они себя - так, наверное, будет точнее. Не блядословят и не паскудничают. Деньги в деревню отсылают. Их сельские мамы ими гордятся. Вот какие чудеса творит стилистика в Африке.
Сама стилизация такая же несгибаемая, как их моральные устои. Дешевенькую флоридскую шнягу полувековой давности они превратили в незыблемый стандарт, что-то вроде народного костюма. Последний раз такое четкое стилистическое заявление от непрофессионалов я наблюдал лет двенадцать назад, выглянув из окна ужасным похмельным утром в районе м. "Отрадное". Там россыпь золотых зубов была окружена дымкой нещипанной ондатры, рыжей кожи и скругленных плеч, а подкреплена жаккардовыми узорами, вправленными в лампасные трико и далее - к сапогам. Такие персонажи встречались в 80е повсюду, а в 98 смотрелись уже птицей дронт. Но какая сильная в этом была закваска - будто деготь. Беспримесный стиль, который мгновенно узнается по виду и запаху и может увлечь за собой/перекричать все что угодно. Даже если взять любые две-три приметы из перечисленных, при добавлении к любым другим вещам они будут держать всю съемку...Чистота стиля всегда вызывала у меня некоторую оторопь.
Это, к тому же, очень мужской - брутальный - подход к проблемам быта и красоты. Слет реликтовых златозубцев проходил посередь толпы ссаных ящиков. Зулусские стиляги все время между шахтой и субботним дефиле проводят между редкостно омерзительных вещей, домов, обстоятельств и людей. Мы недавно с приятельницей обсуждали, почему так часто у талантливых мужчин-художников жены случаются прошмандами и чумичками. Пришли к выводу, что это может происходить от мужского стремления разделять искусство (искусственное) и жизнь, которое особенно сильно у артистов - чтобы глаз не замыливался. Эстетизировать быт характерно, скорее, для женщин: занавеска, а из ее остатков юбка, а потом с новым чувством - на штурм карьеры. Именно в такой последовательности. Мужественность тянет вдохновение из каких-то отвлеченных, небытовых источников, преобразует реальность, а не питается ею. Это чувствуется не только по стилистическим упражнениям моих новых зулусских героев, но и при сравнении работы дизайнеров - мужчин и женщин. Но сейчас писать об этом лень, здесь требуется целая колонка. В конце - большой ролик из фильма, который имеет смысл досмотреть хотя бы до середины:
Click to view