На прошлой неделе (извините за неспешность) был на завтраке, который устраивала Эрика Зайонц
в ресторане "Дом Карло" по случаю представления своей "байерской" весенней коллекции. Очень надеюсь, что все дизайнеры переймут этот пример и станут устраивать не дефиле, а угощения. Представьте, какая приятная жизнь случится с марта по май: изысканные завтраки для вечерних платьев, деловитые обеды для джинсы, неспешные чаепития для трикотажа, коктейли для мехов и умопомрачительные ужины для нео-авангарда. Именно о таком будущем мечтами первопроходцы отечественного прет-а-порте: нетривиальное прикосновение к действительности и хлеб с маслом. Просмотр моды приобретет дополнительное, очень земное измерение.
Пока же я приветствую не только отличную идею начинать день в приятной компании и с хорошими вещами. Не сказать, чтобы она была так уж нова, но нахожу ее неизменно приятной: выносить всю "просто одежду" за пределы подиума. Для подиума остается концепт, который в этом сезоне мы, увы, в исполнении Зайонц увидим только на фотографиях (дивной красоты и сложности коллекция на тему пионов представлена не будет). Нельзя не отметить, что Эрика не умеет производить "просто одежду", ее дистилированные вещи просто проходят еще одну стадию очистки, но сохраняют различимое авторство. В прелложеном формате их можно рассматривать, не отвекаясь на образ моделей, режиссуру и прочие украшательства шоу. Разделение линий было вполне оправданным. С этой идеей Дом жил последний год, и ожидание не было зряшным: в коллекции много подарков, которые в равной степени радуют и закупщиков, и зрителей.
Название заявлено не было, поэтому позвольте предложить свое: "Призрак облепихи". Дисциплина и строгое отношение этого дизайнера по своим художественным результатам всегда напоминали мне балет, так почему бы ему не появиться в этот раз? У Фокина было "Видение розы", а у Зайонц - "Видение облепихи", по самому яркому цвету коллекции (а они всегда случаются у Эрики, будто чуть туманом разведенные). "Ах, я всего лишь призрак облепихи, что вы вчера доели на балу...", как-то так. Посмотрите, в костюмах видна хорегорафическая сдержанность, которая мне всегда так импонировала. И которая очень актуальна: строгость, элегантная закрытость, большие незаполненные поверхности, все это ключевые слова сезона. Но появилась еще и работа с кожей (впервые), чудесные платья с запахом (и очень аристократичным отведением ворота сзади), невероятно модный чуть приспущенный рукав белой блузы с диагональным завершением.
Последний, на мой вкус, особенно характеризует авторскую манеру - два сложноописуемых штриха, и вещь запоминается. Белая юбка, с которой эта блуза была представлена, тоже имеет конструктивные сюрпризы. В целом, это отличный путь для тиражных вещей: без нажима автор переносит свое элитарное мышление на производство. Я даже представляю себе это изысканное производство в балетном духе. Помните "конвейерную ленту", по которой в начале второго акта "Жизели" зигзагом вылезает нескончаемая череда вилисс? Их прелесть - в унификации, а сила - в художественности, которая не требует лишних средств. Призрачный мир облепихи, если позволите, кажется мне идеей очень освежающей, даже если этот конвейер будет выпускать их консервированные подобия на полную мощность. По счастью, удалось найти именно такие авторские вещи, которые от частого повторения не приедаются; против такого даже Уильям Моррис не стал бы возражать.