Вернулся с показа Маши Цигаль с приятным впечатлением. Причин тому две: сама коллекция и изменения, которые с ней произошли за год. Я всегда очень уважал художников, которые в зрелом возрасте и без критической причины меняют стилистику работы. Критической необходимости не было точно. Индекс узнаваемости у марки очень высокий, близкий к юдашкинскому. Если спрашивать случайных людей на улицах, то очень многие свяжут имя "Маша Цигаль" именно с модой, а не с молочными продуктами. При этом речь идет не только о медийности автора (хотя за 20 лет публичности ресурс накоплен всем на зависть): были вполне узнаваемые черты фирменного стиля, и "секси-диско-аниме" во всем плюшевом шике могло бы продаваться в этой стране еще долгие годы. Об этом свидетельствуют многочисленные подделки капюшонов с ушками и проч. (я не видел, но Маша о них часто рассказывала).
Я последний раз был на машином показе лет 5 назад, в Гостинке. Эти шоу тогда представляли собой знаменитейший треш-угар. За истекшее время стилистика стала спокойнее, но основные черты сохранялись. Вот, к примеру, фотография ее рекламной компании на прошлую зиму. Все, как нужно: снимала Н. Арефьева, стилизовал Данила Поляков. Второе десятилетие не утихает рейв, который и принес дизайнеру публику, источники вдохновения и коммерческий успех. Других новостей я слышал мало. Так, в нашем разговоре год назад мы битый час обсуждали сравнительные достоинства грузинских и филлипинских нянь. Что, в общем-то, вполне естественно для молодой мамы и такого же молодого дважды дяди (Маша, кстати, уже несколько сезонов выпускает детскую линию).
И вот полгода назад я вижу съемку осенней коллекции с совершенно новым подходом и к дизайну, и к публике, на которую этот дизайн рассчитан. Какие-то узнаваемые черты авторского почерка были (ну, скажем, присутствовал атлас "во всеь рост" и фирменные платья с летящей струящейся юбкой, которые обычно завершали коллекцию), но в целом это был абсолютно новый мир. Чтобы оценить разницу, вот пара фотографий. Еще несколько находятся во врезке. Сравните-ка с гномами на картинке выше.
роро
И ни одного черепа во всей коллекции (а у меня настоящая идиосинкразия на изображения черепов)! Ни одного, даже малюсенького, листочка марихуаны (на символы туристического гарбиджа у меня илиосинкразии нет, но и любви также я к ним не питаю). Поворот в работе тем более интересный, что Маша выросла в самосознании авангардного художника. И до сих пор в нем находится (что вреча случайно прозвучало в разговоре). Первые ее колекции (самое начало 90х) принадлежали московскому концептуализму и вполне вписывались в тогдашнюю авангардную моду (т.е. их можно было представить только на клубном подиуме, как тогда было принято). Да и рейверские вещи какое-то время назад были вполне себе авангардом. И китчевые мотивы в сер. 90х - ничуть не меньше. Просто так случилось, что все это превратилось в малохоженную часть мейнстрима.
Последняя коллекция продолжает темы, заданные для осени. Цветочные принты (разработкой которых руководит сам художник), летящие силуэты, пара приветов прошлому в виде (имитации) плотного ровнокрашенного денима из 90х и расшитого золотыми пайетками трикотажа. К ним органично добавились четкие накладные элементы из джинсовой моды. Все крайне носибельное, хорошо сшитое, крепко собранное в коллекцию. Хвалить за это художника даже немного совестно. Однако, нужно постоянно делать оговорку, что речь идет о марке, успешный публичный имидж которой изначально строился на провокации. А действенные провокации теперь требуют столько усилий, что работать с ними - себе дороже, легче провести ребрендинг. Из старых времен, фактически, остались только звезды на логотипе, которые сейчас впору заменять на магнолии.
Эти и все фотографии ниже выполнены Дмитрием Дивиным для сайта шоу-рума R.E.D. (
в полном объеме можжно посмотреть по ссылке)
Не обошлось без потерь, которые впоминаешь с сожалением. Прежде всего, это цигалевские объемные капюшоны, которые у меня всегда ассоциировались с невероятным психологическим комфортом. Также жаль фирменного розового: его секундные вкрапления отлично бы промелькнули на джинсовых вещах. Брюки с мягким поясом были бы не вполне по теме коллекции, но я всегда ими любовался. И однозначно не хватало хотя бы пары трикотажных вещей. Но менять, так менять. Публика показа (а у Маши, которая наделена редкостным даром дружить, публика всегда дружественная) воспринимала изменения очень благожелательно, атмосфера на вечере была самая добрая. Сейчас мы получили совершенно новую марку и я искренне поздравляю автора с новым дебютом, правильным чутьем и отвагой.