Самые запомнившиеся мне образы из коллекций Лены Васильевой (слева) и Сергея Теплова (справа)
Вопреки обыкновению, пишу обзор не в ночь после показов, а на следующий день, поэтому могу сопроводить ее фотографиями. Для коллекции Лены Васильевой я позаимствовал их с сайта
шоу-рума Fourth Floor, а для сергея Теплова - на
сайте российского "Вога". По этим адресам коллекции можно посмотреть полностью. Коллекции вчерашнего дня Cycles & Seasons различаются по всем, но одинаково предлагают интересные темы для разговора, но постараюсь не злоупотреблять вашим вниманием.
Лена Васильева очень быстро выбрала приоритеты развития марки. Вчерашняя коллекция была третьей официально представленной в ее карьере, но выглядела так, будто этот художник руководит маркой уже лет десять. Гостей очень четко проинформировали, чем будет заниматься Дом следующий сезон. Совершенно определенно, тут сыграл свою роль не только медийная популярность автора (Елена последний год очень активна, ее имя встречается там и тут), но и расширяющаяся сеть продаж. Одно не всегда влечет за собой другое, поэтому я просто любовался, как профессионально дизайнер конвертировал популярность в успешность. Для этого пришлось проявить талант, который очень нечасто встречается на российском подиуме: высказываться четко и по делу (расставлять приоритеты, "чистить" коллекцию и сохранять цельность). При этом, на мой взгляд, был соблюден необходимый для официального дефиле баланс между практицизмом и художественностью.
Умение это пришло не вдруг - прошлая коллекция показалась мне сборником хорошо сшитых вещей. Это довольно заметно отличало ее от дебюта, который был наполнен впечатляющими находками и "аттракционами". До такой степени, что после того первого показа в Гостинке я пошел за кулисы расспрашивать знакомых манекенщиц, удобно ли им было в платьях и не сваливались ли они при ходьбе. Для некоторых вещей, казалось, сохранение баланса тогда было возможно лишь с участием скотча. Но нет, меня в один голос заверили, что этот головоломный баланс был мастерски соблюден в самых сложных конструкциях и вещи носить очень удобно. Это, знаете ли, как хорошая кухня: любуешься подачей, получаешь удовольствие от нетривиального вкуса и приготовления и уходишь сытым. В идеальном случае еще и понимаешь, что блюдо было приготовлено уникальным способом или соответствует самым передовым направлениям, но это уже дополнительное удовольствие, бонус, который нежданно достается в призовой игре.
Собственно, "удобство" можно поставить ключевым словом ко всей коллекции. Не было ни одного выхода, вещи или комплектация которого доставляют хоть какое-то беспокойство. Вот сейчас я подумал, что это звучит, скорее, как ругательство. Однако, если вы рассмотрите, например, пончо, вы поймете, что я имел в виду: по горлу нет крепления, при это вещь держится, а надставленный элемент по подолу дает удобства в движении. Там же можно рассмотреть качественную обработку незакрытых швов. Все остальные степени комфорта обеспечивает разнообразный трикотаж: вязаный, трикотажное полотно, шелковый креп. Кроме того колористические решения тоже были без драматизма: желтый был нетревожным, черный отсутствовал, белый был несущий, а не для контраста, все остальное- очень модная лесо-ягодная палитра. Просто модный санаторий какой-то. Эти вещи отнюдь не перевернут ваше представление о моде, но вполне могут сделать клиентом марки, на что коллекция и рассчитана. Даже макси и изредко встречавшийся oversize выглядели удобно.
Приятно было отметить продолжение конструктивных разработок, понравившихся в прошлых коллекциях. Одно из платьев (к сожалению, не могу проиллюстрировать) было с фантастически красикой спиной: треугольное чуть придрапированное декольте (его декорировали по грранице меховым шарфом) до копчика ниже линии талии соединялось с очень глубоким запашным разрезом объемной юбки. Выбор меха свидетельствовал о том, что дизайнер носит его в частной жизни и отлично разбирается в качестве. Коллекцию завершали три платья, которыми можно иллюстрировать различие между тем, что такое забота о клиентах и стремление им понравиться. Они, как раз, очень старались понравиться (и достались, кажется, в наследство от сотрудничества с Ал-ром Тереховым на ранних этапах). Это, пожалуй, единственный момент за все шоу, царапнувщий глаз.
Лучио Фонтана
Шоу Сергея Теплова как раз началось с такого процарапывания: задник был оформлен в стилистике картин Лучио Фонтана. Я уже писал об этом итало-аргентинском художнике (и его связи с модой) в моем
рассказе о гастролях шеф-поваара Массимо Боттура. Главный художественный прием Фонтаны заключался в деконструкции материала: произведением искусства было не изображение, а новая форма организации носителя. На монохромных холстах или простых скульптурных формах он делал отверстия, рассечения, надрезы, по создаваяхудожественную форму из хаоса. Именно об этом была первая часть интереснейшей коллекции Сергея Теплова.
К сожалению, мне не удалось посмотреть пресс-релиз и я не дождался Сережу после шоу, поэтому авторских пояснений привести не могу. Кстати, я нечасто смотрю пресс-релизы, но вывесить их на официальном сайте Cycles & Seasons было бы нелишним (и совсем не сложно). Хорошо, что он вообще появился и красиво выглядит, но улучшить его таким образом вполне возможно. Это же касается публикации оперативных фотоотчетов. Так вот, возвращаясь к деконструкции и авторской позиции. Вполне возможно, что посыл автора был именно такой - создание формы из хаоса. Это подтверждается не только логикой построения коллекции, во второй части которой постепенно появлялись элементы практицизма и спортивности. Подкреплением, в первую очередь, случит для меня саундтрек: "Enjoy the Silence" Depech Mode является популярным описанием метода деконструкции, прояснения и закрепления смыслов (по возможности минуя слова) - настоящий поп-структурализм.
Коллекция, в отличие от Лены Васильевой, отнюдь не предлагала удобств прямо с порога. Больше того, она к этому удобству пробиралась вплоть до финала, будто по диким скалам. Вещи распадались на составные части, последовательно увеличивались отдельные элементы костюма - объемы, длины, плечо, воротник, нижняя подкройная часть жакетов. Очень хороши были удлиненные туники в сочетании с гипер-макси. Настоящая первобытная энтропия в приложении к моде. К сожалению, это не всегда выглядело убедительно (как, например, в случае с плечом) и не было вполне поддержано цветовыми решениями (посмотрите, например, на этот оттенок зеленого на фото). В целом можно сказать, что работа с материалом в этой коллекции было не таким сильным, как идеологическая и концептуальная часть.
Во второй части коллекции разрешались дебютные конфликты: дизайнер начал выстраивать порядок, используя элементы спортивности и постепенно внося удобство в вещи. Стоит отметить, что отсюда ведут начало конструктивные разработки, которые мне так понравились в недавно презентованной коллекции младшей линии дизайнера, ST by Teplov. Она состояла из футболок (чудесного качества трикотажное полотно) с интересной конструкцией - кокетка по спине составляла единый илемент с полочками (т.е. без плечевого шва). В такие же фантазийные отношения эта самая кокетка вступала с задней деталью рукава. В российской моде мне часто не хватает конструктивных поисков и способности сделать простые вещи интересными. В ST я с радостью это нашел (и с огорчением прочитал чью-то рецензию о том, что "это были просто майки"; просто смотреть нужно глазами, вот что).
Так вот, возвращаясь ко второй части коллекции. Теплов постепенно вводит элементы спортивных тканей и спортивные решения (ту же кокетку на пдечах или в юбке, капюшон, накладной карман, как на фуфайках для бега). Эти детали постепенно приводят к финалу, в котором футуризм первых выходов прочитывается на новом, спортивном, уровне, объединяя визуальную составляющую первой части и практичную - второй. Коллекция по концептуальному уровню и продуманности развития показалось мне невероятно впечатляющей, ее можно использовать как учебник по конструктивизму (не конструкции) в моде. Полагаю, именно в этом состоит связь дизайнера с "архитектурной" екатиренбургской школой. Теплов, без сомнений, конструктивист. Однако, я далеко не уверен в коммерческом успехе его последней работы, поскольку концепция, при всей красоте, не была реализована достаточно убедительно. Скажем, спортивные элементы, казалось бы, должны облегчать движение, но происходило это далеко не всегда. У российских констурктивистов нередко непростые отношения с конструкторами, как ни странно это звучит.
Павел ЧЕлищев, декориция и костюмы к балету дягилевской труппы "Ода" о сотворении планет
Сразу после показа я перешел через дорогу, чтобы поужинать с приятельницами в кафе "Август", на месте первой "Сырной дырки". Место по праву называет себя "гастрономическое кафе" - там фантастический шеф-повар (Роман Суворов) и очень приятная политика (и ценовая, и концептуальная). Пожалуй, я напишу о нем отдельно.