Сайт Look At Me попросил прокомментировать коммерческую тенденцию - возвращение cat eyeglasses. Текст ниже, просто как иллюстрация: он довольно очевидный. А вот о ретро-заимствованиях разговор куда интереснее. Это все равно, как больной зуб языком подковыривать - гадко, а остановиться невозможно. Также позволю себе несколько слов о балете.
Джереми Скотт (весна 2011)
Начиная примерно с 1970 (первое ретро-заимствование, туфли на платформе - идея Феррагамо 39 года) мода вынуждена постоянно обращаться к старым идеям. Кроме того, она строится на каноне, благодаря чему повышается ее культурный статус и поддерживается ценник. Однако его дословное, иконографическое, воспроизведение невозможно: меняются фигуры, вкусы и восприятие. В этом я вижу отчетливое сходство с классическим балетом, в котором уважение к традиции предполагает постоянную «модернизацию». Хороший (хотя и не идеальный) пример - кожаные пачки Чапурина для недавней постановки «Отражений». Не углубляясь в старый спор об аутентичности, хочу отослать к книге Гаевского/Гершензона «Разговоры о русском балете», в которой для разграничения живого искусства от мумифицированного приводится сравнение с ордерной моделью и сооружением, выстроенным по законам ордера.
Обложка Harper's Bazaar US (январь 1939)
Пару лет назад в Большом восстанавливали аутентичную «Коппелию» по сергеевским записям. Насколько возможно точно были воспроизведены и костюмы (полного комплекта ни одной из оригинальных постановок не сохранилось). Я смотрел второй премьерный состав, с робко-сильфидной Горячевой. Бедняжечка местами с трудом могла ногу поднять под всеми этими слоями, а про то, как неуместно выглядели конструкции, рассчитанные на другую пластику и типофигуры, и говорить не стоит.
Только цвета, почему-то, вышли осовремененные, которые взорвали старорежимную колористику. Она уже в конце 19 века была устаревшей (да и сама постановка Петипа задумывалась как старомодная стилизация), а сейчас и подавно. В целом выглядело так, будто хозяйка, прочитав в книге Молоховец совет «поставьте в ледник на ночь», отказалась от холодильника и пошла на реку лед вырезать. Ради этой точности, кстати, отказали Валентино, который хотел делать костюмы к постановке.
Если музейные экспонаты выглядели неуместно в театре, основным (и единственным) экспортным продуктом которого является подкрашенная гуашью классика, то в современной моде прямые цитаты выглядят уж совсем отвратительно. Только в балетном либретто можно кого-то обмануть, переодевшись в куклу. В моде же понятие «аутентичный» отсутствует полностью, поскольку главная ее задача и признак - быть современной и меняться. Любая ссылка на стиль (т.е. стилизация) служит дорожным указателем, который облегчает ориентацию на новой дороге. (
Подробнее об этом здесь, в посте и комментах).
Количество указателей, вытащенных без толку ради украшения обочин, на последних Неделях очень велико. Понизилось качество дорожных работ, спору нет. Сплошь и рядом встречается безыдейное, реквизиторское ретро. Вот попробуйте представить: много вы найдете в расписании компаний, которые без «ауры марки» и интерьера способны заполнить монобренд? По пальцам пересчитать. Актуальность мультибрендовых форматов (сложный для Москвы жанр) обсуждалась, кстати, на круглом столе в первый день CPM, куда я не пошел, о чем почти жалею.
Ситуация ухудшается на глазах, примером чему служат те самые очки-киски. В момент возникновения тренда (полтора года назад) предлагалась авторская разработка формы, а сейчас мы видим, главным образом, прямую историческую цитату (см. картинки ниже), воткнутую в случайный комплект. Без связи с одеждой на первом плане оказывается маска, которая утратила за 55 лет существования свежесть и культовый статус. Схожим образом рассматриваешь сейчас Хепберн в «Завтраке…». Играть она там начинает, только если вылить на нее литров 200 воды, но это было понятно и в 1960. Однако если раньше можно было подумать: «Какая милая штучка», то сейчас приходит мысль о том, как хорошо бы на ее месте смотрелась Ширли Маклейн (она почти получила тогда роль). Тогда такая возможность была. А сейчас что-то не предвидится.
Очки-киски
Cat eyeglasses, которые в русском просторечии называются неприличным словом «киски», - лучшие друзья реквизиторов. Если нужно создать «условные 50е»,
то нет ничего легче: очки, кардиган с круглым горлом, узкий пояс и юбка нужной формы. Готово - массовку в кадр, хоть в “Grease”, хоть в «Стиляги». Прием до такой степени действенный, что обозначает сейчас, скорее, не ссылку на эпоху, а обобщенное «ретро».
Первыми за последнее время, как мне кажется, этот способ использовала Прада в весенней коллекции 2010 года. Тогда это был еще гибрид переходного периода: у самой актуальной на тот момент формы Wayfarer удлинили верхние внешние углы. Похожим образом поступил Джайлз Дикон, но самый симпатичный вариант предложил Ал-др Ванг: острые колючки оправы создавали прямо-таки новый ретро-футуризм. Но тогда все эти очки существовали отдельно от вещей и от стилизации, и не было никакой уверенности, что они приживутся где-то, кроме как на фэшн-блогерах.
Прадовская осенняя коллекция 2010 года оказалась присыпанной нафталином уже целиком. Прошлым летом вытянутые углы были, помнится, во многих линиях очков - в диоровской, в баленсиаговской и в других, которые так красочно описываются Интернет-бутиками. Минувшей осенью все это оказалось в подиумных коллекциях в прочной связке с ретро-стилистикой. Все те же имена - Дикон, Диор, Джереми Скотт - и почти буквальное воспроизведение винтажных образцов. Здесь, конечно же, правил сочетания нет никаких: любая модная вещь 50х годов наклеивалась на женщин, как стикер. Никого, в общем-то, тогда не интересовало, идет вам она, или нет, главное, чтобы было модно, как у всех. Фэшн в худшем виде.
Однако лучше всего такие очки смотрятся, если в образе есть хоть что-то из второй половины 50х. Например, любые четкие решения вокруг лица: укладка, контур губ, форма бровей, линия горловины или воротник. Благодаря тому, что это не очки, а, скорее, маска, форма лица тоже может быть любой, если следить за пропорциями (хотя квадратные лица можно неплохо растянуть). У тренда отличная коммерческая перспектива. В общем, вам не о чем беспокоиться: надев «киски», вы уже выглядите глуповато, остается только получить от этого удовольствие.