Одежда связана с движением. Известны примеры ритуальных одежд, рассчитанные на неподвижность, но они как-то не прижились. В остальном историю европейского костюма последних веков можно представить как путь к все более свободному движению. Вовсе не потому, что его создатели были очарованы идеей свободы. Просто у носителей моды становилось все больше поводов двигаться, а их костюм следовал за изменениями в образе жизни. Архитектура и интерьер, среди которых люди и передвигаются, создают для этих образов стилистическую рамку. Именно тот случай, когда обрамление активно влияет на содержание.
Для моды важно не количество физической активности, а сопутствующие ему обстоятельства, это отличает ее от лечебной физкультуры. При дворе Людовика XIV очень любили балет, но воспринимали его как парадное действие, а потому ради торжественности танцевали на высоких каблуках. Не потому, что были неспособны сконструировать пуанты - символика была важнее удобств; версальские декорации как нельзя лучше отражают этот приоритет церемониала. Для создания балетной обуви потребовалось еще [сто] лет, когда на сцену вышли технически сложные выражения эмоций, а в модный обиход «балетные модели» вошли спустя еще полтора века. Только в 1950х ощущение танцевальной легкости жизни и движения стало в обществе по-настоящему престижным, и вот уже Брижитт Бардо появляется в балетках повсюду: они давали ценимое актрисой «босоногое» ощущение.
Все хроники моды состоят из похожих историй (
я рассказывал их на одной из своих предыдущих лекций). Господствующие мнения создают жизненные ситуации, а люди подбирают к ним костюм. С такой позиции между одеждой и домами нет почти никакой разницы, они обе организуют среду вокруг человека на современный манер. Это стало очевидным с ростом урбанизации, когда у обеспеченных людей появилась разнообразная среда для передвижений, вне стен замков и жилищ. Можно сказать, что моду придумали горожане: большинство исследователей считают, что в привычном виде, как череда неспровоцированных внешними обстоятельствами стилистических тенденций, она появилась в итальянских городах 14 века. За городской чертой ее власть почти не действовала, для войн, паломничества, сельского труда или охоты существовал отдельный костюм, более практичный.
В городских пределах просматривается непосредственная связь между строениями и одеждой, люди буквально носили на себе свои дома. Во времена, когда жилище еще рассматривалось, как индивидуальная крепость, появилась потребность в общественных пространствах. Одним из решений стало появление архитектуры ганзейских городов, ранней кирпичной готики, которой потом вдохновлялся северны
й модерн. Узкие многоэтажные фасады открывали понизу тяжелые арки складов или лавок, плоскость стены почти нигде не нарушалась. Если сравнить их с тянутыми закрытыми силуэтами нарядов германского Средневековья, где чуть не единственным украшением была отделка подолов или демонстрация края нижнего платья, становится очевидным, что визуальная эстетика у костюма и города общая. Даже заостренные навершия фасадов совпадают по форме с маленькими покрытыми головками нарядов того времени.
Среда и ее правила оказывают самое непосредственное воздействие на вкусы и моды. Автор, например, многие годы использует для прогноза модных тенденций наблюдения за интерьерами и меню популярных ресторанов. Эта связь даже шире, чем интегральный стиль, господствующая эстетика времени. Если ваш образ жизни диктует пребывание дома с редкими выходами в церковь, а город разделен на воюющие кланы, то необходимости в практичных вещах или украшениях жилища нет никакой. Как только улица превращается в театр, появляются украшающие ее своими фасадами палаццо, которые открывают взглядам прохожих часть парадных помещений. Этим изменениям в точности вторит костюм раннего Ренессанса с прорезями и богатым декором. Таковы особенности городского общежития. До середины 19 века, когда урбанизация коснулась четверти населения мира и машины сделали моду доступнее, сельские жители о ней и не задумывались. Их костюм жил совсем другими принципами.
Любопытно, что в мужском гардеробе эта анти-мода со временем стала главным направлением. Английские аристократы 18 века первые поняли, что комфорт является важным показателем успеха в жизни, и буквально переняли одежду у своих конюхов. Французы в неудобных парадных камзолах очень их за это осуждали, для них дисциплина тела была синонимом благородства ума. А император Павел в последние годы 18 века проводил насильственную зачистку улиц Петербурга от английских мод, их революционного духа. Вопреки императорской воле, фрак, жилет, длинные брюки, круглые шляпы, пальто из английского села попали в наши шкафы. Это прообразы большей части нынешнего мужского костюма, а остальная часть обязана происхождением мундиру.
Деревня пришла в город и уходить не собирается. Бульвары, парки, большие площади, спортивные сооружения и другие места гуляний стали непременной частью урбанизма. Когда к 70м города вытеснили из себя все живое и стали фабриками по производству людей, стремление к сельской жизни в массах не исчезло, просто переселилось в пригороды. В пост-индустриальном обществе эта идея по-прежнему определяет нашу активность и манеру одеваться: при наличии средств для выбора образа жизни нам хочется буколического существования, но с городскими удобствами. Идеи Корбюзье о зонировании и поздейшие опыты модернистов сейчас кажутся не удобством, а подобием тюрем. Идеальный мегаполис видится нам набором деревенек, где до работы можно за десять минут добраться на велосипеде через зелень. Тренировочные сменили костюм-тройку в списке самой желанной одежды.
Стремительная популярность идеи о естественном существовании в 18 веке поддерживалось актуальными в тот момент идеями Руссо о возвращении к природной красоте, в ней искали источник гармонии. Чуть не впервые в европейской истории обеспеченные классы поняли, что прогуливаться можно и нужно. В парках имитируют «дикую природу», забыты парики, описания горных массивов более не кажутся пугающими, а наводят на возвышенные мысли, Мария-Антуанетта переселяет свой малый двор на подобие фермы в Малом Трианоне. Женщины начинают кормить грудью. Последнее проявление естественности отчасти стоило бедной королеве головы: утверждается образ «Родины, кормящей матери», именем которой и голосовали за казнь. Интересно посмотреть, как эти настроения отразились на моде, что было аналогом треников в эпоху рококо.
До середины века мода существовала, будто на сцене. Она была способом продемонстрировать окружающим статус, ценились сложные вещи и умение грациозно в них держаться. То же можно сказать об архитектуре. О естественности речь не заходила, а верхом практицизма считалось изобретение нового способа застегивать лиф и панталоны или устраивать каскады. За полвека утвердились приоритеты «естественной красоты», источник которой в архитектуре видели в античных образцах, а в моде - в самых причудливых. Про заимствования у конюших в мужской моде уже упоминалось, но и в женском обиходе появились приемы, подсмотренные у служанок. Одним из самых ярких была манера продергивать концы верхней юбки сквозь прорези карманов ради удобства ходьбы. Да и сами карманы на юбке были в тот момент вполне себе спортивным элементом, потому как раньше доступ к бедрам преграждали каркасы фижм или слои ткани на платьях с отлетными спинками «в духе Ватто».
После Французской революции в античности стали искать не только источник красоты, но и гражданских добродетелей. Мужчины продолжали самым фантастичным образом развивать конскую тему, и вскоре костюм аристократа от слуги отличали только качество ткани и кроя. Такое разделение сохраняется по сию пору. Женщины же начала 19 века как одна нарядами походили на классические колонны, без которых в то время не строили даже сарай для метел. Сложно представить, что через каких-то тридцать лет эта простота сменится в архитектуре на ужасы исторической эклектики и сопутствующие ей в моде гигантские юбки и рукава: набирающая силу буржуазия нуждалась в демонстративности. Прекратить это безумие в моде помогло, опять же, изменение стиля жизни: дамы получили возможность чаще появляться в публичных местах, открылись первые универмаги, и никто уже не мог себе позволить занимать подолом полгектара.
Эти палладианские увлечения до сих пор можно заметить, проезжая по России: каждая третья изба снабжена подобием фронтона с фигурным карнизом, а сельские клубы - портиком. По счастью, селянки со времен крепостных театров никаких хитонов не носят. Изменились приметы среды, теперь доминантой отечественной загородной застройки является забор. Похожим образом изменилась и российская манера одеваться, она также предполагает умозрительный забор. Костюм рассказывает не о владельце или его положении, а о его желаниях: каким бы ему хотелось предстать в глазах окружающих. У самых обеспеченных и продвинутых он вообще не несет никакой информации, защищает от чужого любопытства наподобие паранджи. Иногда, по новой мировой моде, на одежде, как на заборе, появляются всякие надписи и лозунги. Однако в любом случае об открытости речь не идет. Мода по-прежнему обещает нам укрытие и в этом отношении не слишком изменилась со времен первобытных пещер с накидками из шкур.