История бомбера в картинках

Mar 24, 2017 10:27



Бомбер отлично иллюстрирует связь между модой и униформой. Этот армейский предмет дал главный силуэт последних нескольких сезонов и невероятные продажи. Ниже я в колонке для Robb Report рассказываю, о его истории и о том, с чего бы это нынешняя мода заговорила строевым языком. Этому же была посвящена одна из моих недавних лекций - у этой серии есть страница на ФБ, где я помещаю всякое интересное по темам выступлений, присоединяйтесь.

Мода очень далека от униформы, так кажется на первый взгляд. Форма символизирует неизменность, контроль, одинаковость. Мода связана с переменами, творчеством и индивидуальностью. При втором, более внимательном взгляде, расстояние между ними уже не кажется непреодолимым. Стоит надеть белую майку и шорты, и вот на вас уже два предмета, которые попали в современный гардероб со складов обмундирования. Дополняем комплект кроссовками и бейсболкой, и сразу понятно, что без спортивной формы сейчас тоже не обойтись. Накладные карманы, пояса со шлевками, непромокаемые ткани, двубортная застежка - чуть не все элементы одежды, связанные с удобством, были раньше форменными.



Удобство - важнейший современный наркотик. Простые радости, несложные рецепты, отсутствие принуждения к действию сейчас обозначают для людей приметы комфорта так же, как раньше это делали понятные правила и знакомые ограничения. Это стремление к неформальности мы видим в нынешней моде постоянно, оно же делает ее связь с форменной одеждой не такой заметной. Однако штатские заимствовали у военных и спортсменов не только практичные детали или декоративные элементы. Манера одеваться в целом основана на главной принципе любой униформы - объединять людей в группы и наделять отличительными признаками. Даже узнаваемая подошва смотрится теперь как награда и отличие.



Дизайнеры отказались от претензии создавать каждый сезон общую модную униформу. Теперь не они одевают свои войска, а отдельные отряды ищут подходящего командира гардероба. Это настоящий переворот в маркетинге моды, начавшийся лет пять назад. Политики, скейтеры, богемные дамы, любители бега, азиатские путешественники, поклонники ннн - возраст, доход или образование больше не имеют большого значения, в группы покупателей моды объединяют увлечения. Каждый составляет себе свой набор из готовых элементов, иными словами - занимается стилизацией, и большая часть таких элементов приходит из униформы. Казалось бы, на улицах от обилия стиля милитари должна развернуться огромная батальная сцена, но нет, кругом довольно мирно. Форменная одежда живет насыщенной жизнью, полной превращений, об одном из которых сегодня мой рассказ.



Летная куртка давно стала синонимом крутизны. С того момента, как ее первый вариант придумал Лесли Ирвинг, изобретатель парашюта. Вы сами можете без труда нафантазировать эту модель в дополнение к белым шарфам и романтике первых дальних перелетов. Чуть позже, в конце 20х, ее укороченный вариант без меха, но с теми же молниями, большими лацканами и ассиметричной застежкой, под названием Perfecto предложила мотоциклистам компания Schott. Впервые в истории одежда из кожи стала влиять на стиль, а утилитарные вещи приобрели привлекательность не связанную с пользой. Схожая трансформация происходила в то время с макинтошем, непромокаемым армейским плащом, который между двумя мировыми войнами приобрел культовый статус и иконографию в нуаровских фильмах.



Кожаной куртке звездного часа пришлось ждать чуть дольше. Зато когда она появилась в середине 50х в культовых фильмах на Брандо и Джеймсе Дине, молодежные субкультуры обзавелись собственной униформой. Позаимствованной у военных. Согласитесь, это необычный поворот: банды мотоциклистов, анархизм на колесах, выбрали своей одеждой армейские модели пилотных курток Второй мировой, форму функциональности и порядка. Вовсе не за их боевое прошлое или воинственность, а как символ отказа от традиционной моды и потребительских ориентиров, иначе тогда одежду с армейских складов воспринимать не могли. Конечно, на главных героях была кастомизированная мотоциклетная косуха, но и она успела побывать на фронтах: даже манера украшать ее рисунками и надписями пришла с войны.





Чем выше поднимались самолеты и чем теснее от приборов становилось в кабинах, тем компактнее становились куртки пилотов. В 50 появилась модель бомбера из нейлона с трикотажным воротником, манжетами и поясом, которая остается неизменной до наших дней. Историки военной формы ни за что с этим не согласятся, но по форме это была все та же усовершенствованная летная куртка первой половины века. Модель МА-1 мы узнаем по «карандашному» карману на рукаве и оранжевому подкладу. Впрочем, не так. Мы узнаем ее, потому что эта вещь близка к совершенству и вошла в наш визуальный словарь. Мы чувствуем ее родство с другими культовыми предметами одежды. Изменять ее было бы также странно, как делать вилку круглой или возвращать книгу к форме свитка.



В истории моды найдется немного предметов, которые так прочно сохраняют узнаваемую форму и при этом с легкостью меняют эмоциональную окраску. Пожалуй, первыми приходят на ум джинсы и уже упоминавшийся макинтош. Но бомбер может помериться числом модных инкарнаций даже с ними. Особенно хороша история про «сувенирные бомберы», сукадзян, которые представляют собой куртки знакомой всем формы, украшенные драконами, фениксами, сакурой и прочей японской атрибутикой самого туристического сорта в сочетании с армейскими надписями латиницей и орлами. Такие заказывали себе из блестящего парашютного шелка служащие американских военных баз в Японии в 50х. Позже они, как и прочая классическая Americana, стали сначала японской культовой модой, потом униформой уличных банд, далее - одеждой персонажей из манга и коллекционным винтажем. Теперь же вернулись в самых модных подиумных коллекциях.



Это далеко не единственный вираж в истории бомбера. Еще один они совершили вместе со скинхедами, которые в начале своей истории особой агрессивностью не отличались и слушали вполне себе негритянскую музыку. Армейские куртки покупали не от хорошей жизни, а потому что не могли себе позволить фирменных, подобно обеспеченным «модам». Только на рубеже 80х они обзавелись радикальной идеологией и в тех же самых MA-1 начали мочить всех «неправильных». А через некоторое время эти самые неправильные (модные геевские субкультуры в Нью-Йорке, к примеру) стали в точности копировать одежду скинхедов, Готье разрабатывал эту тему в коллекциях, а культовый стилист Петри включал такую одежду в съемки для The Face в миксе с самыми актуальными дизайнами 80х. Да и современное безумие вокруг бомберов, как считается, подогрел чернокожий: в 2012 году Канье Уэст заказал классические бомберы со своей символикой для продажи во время концертного турне. Скинхеды нервно курят.





«Бомберный» силуэт появлялся в 80х так часто - от студенческих спортивных курток до барочных атласов Версаче, - что стал общим местом, привычным, как газета. Таким он и остается, что стало залогом актуальности. Идеальная современная одежда легко узнается, без проблем мутирует и легко вписывается в любую среду. Бомбер, пицца и таракан - хорошие примеры такого набора свойств. Несколько дизайнеров на рубеже веков сделали собственные культовые интерпретации MA-1, такие как увеличенного объема «Пирамида» Рафа Симонса 2000 года или удлиненный «бондаж» Хельмута Ланга 2003 (оба на фото ниже). Но чаще использовалась стандартная модель: армейский поставщик Alpha Industries сделал ее доступной широкой публике с 70х. Эта компания по-прежнему главный источник бомберных коллабораций в моде, которые одна за другой последовали с 2011-12 года.



С этого момента вариант MA-1 не включал в коллекции только ленивый. В США бомбер не используется в армии с начала 90х (хотя входит в состав обмундирования во многих других странах, от Израиля до Филиппин), но для моды это больше не предмет одежды, а классическая форма. Лишь за прошлый год число поисковых запросов с этим словом возросло в пять раз, а интерес не думает спадать. Классические, в цветочный узор, гигантские, бархатные, двусторонние - бомберы имеют магическую способность сохранять лицо в самом неожиданном контексте. Именно это свойство нового языка моды стало поводом для моей колонки. Из тривиальных, униформенных фраз мы учимся складывать необычные заявления, и это многое говорит о том, почему в современной индустрии стилисты стали куда важнее дизайнеров.



силуэт, культовые предметы моды, базовые вещи, актуальный образ, источники вдохновения в моде, бомбер, актуальность, военная тема в моде, история моды

Previous post Next post
Up