Как известно даже последнему бродяге в Дельте Москвы-реки, я ценитель/поклонник/любитель/фанат Кларенса Леонидаса Фендера и его фирмы (если это Вам неизвестно - значит, Вы не бродяга из Дельты).
И периодически становлюсь владельцем звучащего артефакта с заветным логотипом.
Этим летом в мои объятия пришла очередная красавица от Лео.
На сей раз - акустическая.
Мой опыт общения с акустиками Fender был откровенно невелик (сантиметров 10): Стратакустик 2000-го года из Китая в личном владении и какая-то CD60 (?) - у товарища. Опять же - производства Поднебесной.
И вот я увидел объявление, от которого дрогнуло что-то в душе: продавалась натуральная американка, которых в стране, не побоюсь предположить, больше и нет.
Мог ли я упустить Fender Kingman первых годов выпуска?
Да, это оно.
Вопрос риторический. И даже откровенно вредный.
Не мог.
Предыдущая хозяйка когда-то привезла инструмент из Америки, чисто «на память» и «поиграть для себя» - но быт заел, семья и дача были насущнее и актуальнее, а потому сувенир был отправлен в чулан «до лучших времён».
Как это у всех у нас обычно и бывает.
Когда же привычно настал очередной кризис (на сей раз - ковидный), про давнюю американскую гостью вспомнили и извлекли на свет Божий и электрический. Гитара, и без того не первой свежести, рассохлась и растрескалась, некоторые фрагменты просто отваливались от корпуса.
Их подклеили скотчем - и инструмент был выставлен на продажу.
В таком состоянии я и увидел впервые Кингмена.
(Для проверки общего функционала сыграл какой-то блюзец.
Хозяйка: «О, кантри! Обожаю кантри! А сыграйте ещё!»)
Сложно добавить что-то вербальное.
Заботливо подклеенные скотчем кусочки умиляли.
Шрамы украшают "мужчину"
Договорились о скидке - и так я стал обладателем рассыпающегося в руках инструмента королевских кровей (Fender выпустил подписную серию Кингмена в честь Элвиса, настоящего Короля).
Звук и эргономика меня радовали, но страх, что каждый следующий аккорд может оказаться последним, был сильнее.
Краткое гугление и опрос коллег показал: если я хочу не просто быть хранителем Кольца, а вернуть гитару к полноценной жизни - то вариант в Москве только один.
Зовут его Павлом Десневым, мастерская «Десять струн» (оцените аллитерацию).
Мы давно были френдами на ФБ, но по ремонтным поводам общаться не случалось (не знаю, к счастью или же наоборот) - наконец-то развиртуализировались.
Если б я писал рекламную статью, то, наверное, написал бы ровно то же: братцы, ОНО ТОГО СТОИТ.
Я попросил оставить верхнюю деку «винтажной», а с обломками и огрызками поступить так, как требует того революционное время, рабочая совесть и пролетарская сознательность - избавиться них и их потомков без суда и следствия.
Паша присылал мне фотографии разных этапов процесса - и это было захватывающе, увлекало почище творений бабушки Агаты, вселяло радость и надежду на лучший исход. А заодно и позволило рассмотреть конструктивные особенности не по картинкам из инета.
Вот этот "кубик", из которого выходит коричневая трубка, называется "верхний клоц" (клёц), а утолщение, в которое она упирается вторым концом - нижний клоц. Реечки, наклеенные на деку - "пружины".
Возвращение Короля заняло примерно месяц.
И как только Павел сказал, что всё готово - я рванул, не дожидаясь перитонитов, в мастерскую, сквозь промзоны и пустыри, непогоду и железную дорогу.
Так ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.
Едва вошёл в помещение, схватился за гитару - и просто растаял, услышав первые же звуки (Паша: «Ну, хоть работу-то можно было оценить, прежде, чем играть!») - повторюсь: оно того стоило.
Звук - ну, тут просто всё: ДА.
Если раньше я смотрел на акустику Gibson и Furch, то теперь - никогда.
Вид - вот.
Было и стало.
Без наклеечек не так хиппово, конечно.
Уникальный для акустики бридж - с регулировкой мензуры. На нынешние переизданиях Кингмена их уже не ставят.
Не выпускал гитару из рук несколько дней.
И не подозревал, что можно так любить акустический инструмент и звук.
Оказывается, не только с электрогитарами можно получить оргазм (выходя за рамки повествования, замечу: и не (с)только с гитарами).
Необходимый апдейт: как только что стало известно нашему агентству, Павел был крёстным отцом Кингмена, а основную часть работ производил
Юрий Андрианкин (положительно, просто необходимо поближе познакомиться с мастерской и мастерами).
А пока - Кингмен.
С ним когда-то «засветились» самые культовые фигуры музыки двадцатого века, культовей даже и невозможно представить: Элвис, Боб Дилан, Джонни Кэш...
Даже не знаю, надо ли тут что-то подписывать...
Кто не знает Джонни - тот сам виноват.
King!
И я теперь в этой хорошей компании.
Тем не менее, отчего-то в сети почти нет информации об этой волшебной гитаре. Только фрагменты статей, упоминания в справочниках и фотографии с Ebay и Reverb.
Но упорство и труд вылетит - не поймаешь.
Нашёлся немецкоязычный автор со статьёй за 2015 год (
https://medium.com/@Rebellius/die-kingman-der-grosste-flop-von-fender-b7f04f2b99f5).
За перевод дружно благодарим Сабрину Фесенко.
Мои примечания даны в скобках. Иллюстрации тоже выбраны мной.
Поехали.
***
«Далеко не каждая гитара Fender 1960-х годов автоматически становится совершенным корифеем истории гитар. Даже если с этой гитарой ассоциируется известнейшая рок-звезда всех времён и народов, это не гарантирует ни стремительного роста продаж, ни повышения стоимости на винтажном рынке. И Fender Kingman 1966 года - живое тому доказательство.
Итак, разрешите представить: наименее успешные из гитар в остальном очень успешного семейства Fender. Речь идёт об акустических гитарах Fender, представленных моделью Kingman 1966 года.
ЭТО ВСЁ РОДЖЕР
В истории акустических гитар Fender имели место немецко-американские связи, поскольку Лео Фендер воспользовался услугами одного немецкого гитаростроителя для разработки своей серии акустик. Сегодня уже невозможно понять: то ли Фендер в 1962 году переманил его у конкурента Адольфа Рикенбакера (основатель одноимённой гитарной фирмы, прославившейся тем, что «Битлз» в первые свои профессиональные годы играли именно на гитарах «Рикенбакер» - АВМ), то ли Роджер Россмайсль сам обратился к Фендеру... Так или иначе, на тот момент Лео Фендеру уже давно хотелось создать собственные акустические гитары - и в Роджере Россмайсле он нашел как раз того гитарного мастера, который обладал таким же радикальным стратегическим мышлением, как он сам.
В новой акустике Fender Россмайсль использовал некоторые свойства электрических гитар - например, привинчивание грифа к корпусу. Сам гриф внешне копировал гриф электрогитары, то есть - был значительно уже и тоньше грифа современной акустической гитары. Кроме того, там отсутствовала пятка грифа, так что можно было с лёгкостью доставать до самых высоких ладов (не самых высоких, откровенно говоря - но всё ж выше, чем на тогдашних акустиках - АВМ). Что касается головы грифа, то она также была выполнена в типичном стиле электрогитар Fender с колками «в линию». Кроме того, бридж содержал шесть металлических регулируемых сёдел!
Всё это было абсолютным бунтарством, нарушением традиционной конструкции акустической гитары - и в то же время сенсацией, к которой тогдашний мир акустики должен был ещё привыкнуть.
В 1963 году на рынке появились четыре разные модели: King, Concert, Classic и Folk. Первые 100-200 моделей оказались слишком нестабильными - особенно что касается надёжности крепления грифа и деформирования деки из-за натяжения струн.
Справа от надписи "Kingman" - торец крепёжного стержня.
Поэтому Россмайсль встроил в конструкцию алюминиевый стержень, крепящий гриф к корпусу, а верхний и нижний клоцы соединил металлической трубкой, которая делала гитару более прочной. Эту трубку Фендер назвал “Tonebar“, но она быстро получила прозвище “Broomstick“, дословно - «палка от метлы» (в моей первой части материала есть фото с этой «палкой» - АВМ). Модель King была самой большой, её корпус был примерно как у гитар Martin D, но тогда её имя отнюдь не было данью Элвису Пресли. Это была попросту флагманская модель с декой из массива ели, элегантной окантовкой «в ёлочку» и корпусом, который был сделан из массива палисандра, зебрано или падука.
В 1966 году - тут наша гитара вступает в игру - King был переименован в Kingman (по другим сведениям - в 1965-м - АВМ), и вдобавок были представлены разные варианты окраски, такие как Sunburst, Antigua, Black и различные кастомные цвета. Серию также расширили, и в 1966 году появились модели Shenandoah, Malibu, Villager и Newporter, а через два года - Palomino и Redondo. В это время Россмайсль встретился с одним датским изобретателем, который нашел способ ввести краситель в корни растущего бука. В результате, сердцевина деревьев уже до рубки имела потрясающий цвет. Из этой древесины, называемой Wildwood, было создано несколько моделей Kingman, а также полуакустические гитары Coronado.
ЭЛВИС
Элвис Пресли в фильме «Пикник у моря» играл на акустической Wildwood Kingman. Король играет на Kingman - очевидно ведь! А Джонни Кэш, который был любителем Martin, однажды был запечатлён с гитарой Kingman, выкрашенной, конечно, в чёрный цвет (не просто запечатлён - а выступал - АВМ).
И всё же, акустики Fender были далеки от успеха. Если вы обратите внимание на печатные издания фирмы того времени, вы заметите, что с самого начала эти гитары были представлены миру без особого энтузиазма. В отличие, например, от Fender Rhodes Piano, которое появилось на рынке в том же 1963 году, но вскоре уже стало бестселлером. Может быть, новые акустические гитары выглядели слишком радикально? А может, их появление пришлось не на то время, когда, к примеру, в 1952 году Лео Фендер смог удивить тогдашний неискушённый рынок своей цельнокорпусной гитарой Telecaster? В середине 1960-х годов поклонниками акустики были в основном фолковые музыканты-хиппи, которые предпочитали скорее «правильные», традиционно сделанные инструменты, а не акустические гитары с привинченным грифом электрогитары.
Классическое фото Боба Перине
Вместо бунта - мягкая «flower power» и традиционные ценности. Притом, звучание этих инструментов Fender было хоть и своеобразным, но очень достойным, и его нельзя было сравнить с известными инструментами Martin или Gibson. Оно прозрачно, с прекрасным певучим характером, очень долгим сустейном (будто со встроенным компрессором!) и объёмным басом. Неоднократно было доказано, что Kingman - это та гитара, которая прекрасно подходит для записи в студии!
Однако реакция музыкантов тогда не была восторженной, да и сейчас фанаты винтажа вряд ли заинтересуются акустическими гитарами Fender... Следует отметить, что, несмотря на своё интересное происхождение, вполне убедительное качество и индивидуальность, гитара Fender Kingman - это всего лишь примечание в долгой успешной истории Fender. Впрочем, это вовсе не мешает современной компании Fender перевыпускать различные версии Kingman. И тем лучше: ведь, возможно, для такого дизайна нынешнее время готово больше, чем тогда. Новые гитары Kingman, даже с головой грифа, как у электрогитары Fender, построены как обычные акустические гитары: с клеевым креплением грифа к корпусу типа «ласточкин хвост» и без Broomstick, которая так важна для звука Kingman. Модель Elvis Signature, которая выпускается совместно с семьёй Пресли, имеет такую же конструкцию. Но недавно были представлены некоторые гитары лимитированных серий Reissue и Custom Shop - снова с привинченными грифами, но без Broomstick. Так что, кажется, на этот раз компании удалось взять под контроль стабильность соединения грифа и корпуса.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ АККОРД
Сотрудничество фирмы Fender с Россмайслем продолжалось примерно до 1970 года. И до тех пор акустика Fender была представлена в каталоге компании. Перед тем как Роджер вернулся в Германию, он сделал для своего работодателя ещё Thinline Telecaster и джазовые гитары LTD и Montego.
Роджер Россмайсль, который долгое время страдал от алкогольной зависимости, умер в Берлине в 1979 году в возрасте 52 лет. »
Heinz “Henry” Rebellius ***
Вот такая получилась история из-за одного объявления о продаже гитары.
Спасибо Лео Фендеру, Роджеру Россммайслю, Павлу Десневу, Юрию Андрианкину и Сабрине Фесенко за интересное приключение.