Грузия: реактивация

Jan 05, 2011 15:28

Президент Грузии Михаил Саакашвили недавно выступил с речью в европейском парламенте. Это не было неожиданностью, так как главы государств и премьер-министры выступают с речью в Европарламенте практически каждый месяц. Однако, это был второй визит Михаила Саакашвили в Европарламент. До сих пор такой привилегией пользовался только Далай Лама...



NewEurope, Krzysztof Lisek - депутат Европарламента, избранный по спискам партии “Гражданская Платформа”, постоянный докладчик по вопросам Грузии в Европейском парламенте:
... Саакашвили был также гостем в Совете по иностранным делам, где он проявил беспрецедентную проевропейскую открытость при обсуждении и всесторонних дебатах с членами Европарламента многих стран. Без сомнения, это интересный сигнал европейского наступления в грузинской внешней политике. Европейский парламент приветствует такие сигналы с нескрываемым удовлетворением, тем более, что Европа проявляет живой интерес к ситуации на Кавказе. Еврпарламент всегда был важной трибуной для грузин, намеренных продемонстрировать свои усилия в преобразовании страны.
Один примечательный факт - в своей речи президент Грузии резко изменил риторику и приоритеты в международной политике. Имидж антироссийского воина сменил имидж опытного менеджера, последовательно преследующего цель изменить свою страну и внедряющего реформы с эффективностью, которой позавидовали бы многие страны мира. Торжественное заявление о воздержании от применении силы в отношениях с Россией и заявление о полной готовности к мирным переговорам может стать вехой на пути к миру на Кавказе.

Страна экономической революции

Грузинская экономика, которая пережила российское военное вторжение в 2008, по сравнению с другими странами подобного размера, как оказалось, является очень жизнестойкой, и пока на удивление хорошо справляется с мировым финансовым кризисом. Со времен "революции роз" Грузия  провела много либеральных, демократических и благоприятных для бизнеса реформ, нацеленных на создание свободной рыночной экономики и демократического общества. С 2004 года Грузия беспрецедентным способом освободила предпринимателей от бюрократии, максимально упростив формальности, связанные с основанием бизнеса. Компания может быть зарегистрирована всего лишь за один день, что является беспрецедентным даже для некоторых европейских стран, а правила являются одинаковыми как для местных, так и для зарубежных предпринимателей. То же самое относится к приобретению и регистрации недвижимости. Система налогообложения была реформирована путем введения фиксированной ставки  подоходного налога  - 20 % (15 % с 2013 года). Доход государственного бюджета увеличился в пять раз, несмотря на резкое уменьшение налогообложения. Правительство планирует на 85% сократить количество лицензий и разрешений, необходимых для ведения бизнеса. При наличии одного из самых низких таможенных налогов в мире, Грузия открыла себя для свободной торговли. Здесь нет каких-либо количественных ограничений на экспорт товаров или транзит. К тому же, была проведена радикальная реформа таможенной системы: был упрощен режим экспорта и импорта и оборудованы модернизированные пункты таможенного контроля.
За три года Грузия, из страны, где не хватала электроэнергии, превратилась в экспортера электричества, поставляя его всем своим соседям, включая Россию. И наконец, достижение, которым президент Саакашвили может действительно гордиться: Грузия фактически искоренила коррупцию в государственных учреждениях и госслужбах, проведя ряд реформ в государственном секторе (прокуратура, судебная система и полиция) и политике. В результате, в отличие от многих восточноевропейских стран, дача и получение взяток исключительно редки в Грузии. Согласно Барометру коррупции-2009, подготовленном Transparency International,  Грузия в рейтинге входит в число наименее коррумпированных стран в мире.
В настоящее время Грузия рассматривается как страна с динамично развивающейся экономикой. Во время моего визита в Украину я услышал примечательные слова от премьер-министра Азарова: “Когда дело касается экономики, мы хотели бы следовать вслед за Грузией”.
Инвесторы продолжают проявлять возрастающий интерес к Грузии. Инвестиции, запланированные в сферу туризма в Батуми, достаточно внушительны. Группа экономических партнеров Грузии разнообразна и включает компании из стран Евросоюза, США и Турции. В период 2004-2007 годов рост грузинской экономики в среднем составлял 9% ежегодно. В настоящее время прогнозируемый рост ВВП на 2010 составляет от 5 до 6%. Большинство соседних стран и даже члены ЕС могут только позавидовать таким результатам. Все это делает Грузию лидером в списке наиболее благоприятных стран для бизнеса в Центральной и Восточной Европе.
Демократия западного стиля
Отчеты западных наблюдателей, грузинских неправительственных организаций, и даже оппозиции, относительно недавних выборов местного самоуправления, являются хвалебными для Грузии. В отличие от других стран Центральной и Восточной Европы нет особых сомнений  относительно процедуры выборов и регистрации кандидатов, избирательных кампаний, доступа СМИ или наблюдателей к процессу подсчета голосов. Миссии наблюдателей от международных организаций были единодушны во мнении, что Грузия зафиксировала значительный прогресс в развитии демократических процедур и гражданского общества. Оппозиция свободна в действиях как в парламенте, так и за его пределами, а разнообразие СМИ гарантирует плюрализм мнений. Как ожидалось, пропрезидентская партия победила на выборах: президент Саакашвили не несет ответственность за то, что оппозиция, изведенная внутренним расколом и разногласиями между фракциями, выставила девять кандидатов против одного кандидата от правящей партии на выборах мэра Тбилиси.
Ч+то интересно, Грузия также изменила свою Конституцию, используя в том числе основу Конституции Республики Польша. Новая конституция продвинет Грузию в направлении парламентской системы, с усиленными полномочиями правительства - избранного и контролируемого парламентским большинством.
Грузия в Евросоюзе?
Несмотря на неразрешенный вопрос оккупации Абхазии и Южной Осетии, мы стали свидетелями значительного прогресса в развитии отношений между ЕС  и Грузии в последние годы. Эта страна активно участвует в двусторонних и многосторонних форматах сотрудничества в рамках Восточного партнерства, предложенного Польшей и Швецией. Грузия начала переговоры по Договору об Ассоциации; она подписала соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии, соглашение о маркировке  сельскохозяйственной продукции и других продуктах питания, а также соглашение о едином воздушном пространстве. Правительство Грузии сделало несколько важных шагов внутри страны в связи с планами по соглашению о свободной торговле.
С другой стороны, Европейский союз продолжает играть важную роль в  обеспечении стабильности и безопасности в Грузии, прежде всего действуя как посредник в достижении соглашения о прекращении огня. Миссия Наблюдателей ЕС (МНЕС), которая  в настоящее время является единственной международной наблюдательской миссией в Грузии, способствует обеспечению безопасности и стабильности в регионе. ЕС активно участвует в Женевских переговорах, твердо поддерживает территориальную целостность Грузии и придерживается политики непризнания территорий Южной Осетии и Абхазии под российским контролем. Общепринято, что Грузия является частью Европы с точки зрения культуры, истории и политики, поскольку она уважает европейские ценности, правила и цели. Поэтому не удивительно, что полная интеграция Грузии в Евросоюз стала долгосрочной и стратегической целью страны.
С нашей точки зрения, предполагаемое членство Грузии в ЕС стало бы несомненной поддержкой демократических процессов, экономических реформ, безопасности и стабильности непосредственно в Грузии и среди ее соседей. Грузия заслуживает четкой европейской перспективы. Восточное партнерство должно гарантировать инструменты, необходимые для осуществления этой цели, учитывая индивидуальный подход к каждому из шести государств-участников.
Разрешение конфликта между Грузией и Россией: миссия невыполнима?

У Грузии нет шансов на достижение членства в ЕС при сегодняшнем статусе ее отношений с Россией. Многие европейские политические деятели заявляют о признании территориальной целостности Грузии, но не рискуют ухудшать отношения с Москвой, поддерживая Михаила Саакашвили. Это хорошо, что Грузия стремится к сотрудничеству с ЕС для мирного решения конфликта. Только данный шаг может гарантировать выполнение шестипунктового соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года и последующий вывод российских военных сил с оккупированных грузинских территорий. Грузинское правительство разработало национальную стратегию относительно оккупированных территорий и план действий по  установлению доверия между сообществами, разделенными войной.  Цель стратегии - обеспечить жителей Абхазии и Южной Осетии теми же правами и привилегиями, какими обладают все грузинские граждане.

Большинство жителей этих регионов покинули свои дома и стали беженцами, живущими во временных жилищах, построенных грузинским правительством при международной помощи. В настоящее время  Европейский союз играет ключевую роль в обеспечении безопасности и стабильности в Грузии. МНЕС на сегодняшний день единственная международная миссия мониторинга в стране. Миссии удалось достигнуть явного успеха в обеспечении мира и предотвращении вооруженных инцидентов, несмотря на неспособность полностью осуществить свой мандат на территориях, контролируемых российскими военными. Женевские переговоры -  это возможность убедить Россию в необходимости превратить МНЕС в международные миротворческие  силы, которые заменили бы российских солдат в Абхазии и Южной Осетии. Этот план звучит как "миссия невыполнима", но его успех был бы одним из самых грандиозных достижений ЕС в международных отношениях за всю его историю. Речь, которую я услышал от президента Грузии, а так же ответы моих коллег-евродепутатов, дают основания полагать, что это - выполнимо.
ОТСЮДА.

реформы в грузии, реформы саакашвили, грузия, саакашвили

Previous post Next post
Up