Если бы фразу о том, что "грузинский народ, хотят превратить в прислуживающую нацию", произнесла одна только Нино Буржданадзе, и эту фразу не повторяли бы другие люди, в том числе и мои друзья; если бы духовенство, не использовало эту фразу в проповедях перед многочисленной паствой - я бы не взялся писать эту статью.
Те, кто повторяет эту фразу, видят самую большую угрозу для Грузии в туризме, т.е. в том, что грузины будут обслуживать иностранцев.
Сегодня сотни тысяч грузин уехали заграницу и своим тяжелым трудом обслуживают иностранцев. Многие из них, не взялись бы у себя на родине за аналогичную работу, даже при сравнимой зарплате, потому, что это было бы "не к лицу", "позорно" и "недостойно грузин".
Любители теории заговоров забывают, что в богатых странах, где туризм хорошо развит, так называемые "черные" работы выполняют, в основном, иммигранты прибывшие из развивающихся стран (в том числе из Грузии), откуда они уехали, спасаясь от безработицы или мизерной оплаты труда. Когда в Грузии значительно увеличатся доходы, необходимость эмиграции в поисках "черной" работы сильно уменьшится, а в нашей стране будут созданы новые, высокооплачиваемые рабочие места.
А теперь рассмотрим, какие народы превратились в "обслуживающие", и что заставило их стать таковыми.
В 2009 году в секторе услуг в мире было произведено 63,4% продукции, в то время как промышленность дала 30,6%, а сельское хозяйство 6%.
В Евросоюзе доля сферы услуг достигает 73%, в США 77%, в Японии - 76%, в Канаде 71%...
Чем более высокоразвитая страна, тем значительнее в ее экономике падает доля сельского хозяйства и промышленности, а доля сектора обслуживания сильно увеличивается.
Доля промышленности в развитых странах колеблется в диапазоне от 20% до 30%, а сельского хозяйства - от 1% до 5%.
Обратная картина в бедных странах. Например, в Либерии, доля сельского хозяйства в экономике составляет 77%, в Сомали - 65% и т.д.
Доля промышленности относительно высока в тех развивающихся странах, которые богаты природными ресурсами. Например, в Ливии 83%, в Катаре 78% и 63% в Азербайджане.
Соответствующим образом распределяются и трудовые ресурсы. В развитых странах, в сельском хозяйстве занято 3-5%, в то время как в секторе услуг 60-80%. В странах с низким и средним уровнем доходов, число занятых в сельском хозяйстве и промышленности составляют большинство.
Интересная ситуация в Грузии. 75% ее экономики приходится на сферу услуг, 15% на промышленность и 10% на сельское хозяйство. А распределение занятости следующее: 40% работает в секторе услуг, 7% в промышленности и 53% в сельском хозяйстве. Это означает, что производительность труда в сельском хозяйстве крайне низка. Из этого обстоятельства вытекает бедность грузинской деревни.
Спрос на сельскохозяйственную продукцию имеет естественный предел роста. Когда доходы человека достигают определенного уровня, дальнейшее их повышение уже не сказывается на увеличении закупок продуктов питания. Тот факт, что человек разбогател еще больше, не приводит к увеличению потребления пищи.
Что касается промышленных товаров - их покупаемость в большей степени зависит от дохода человека. Богатые люди покупают больше промышленных товаров.
Но еще более тесно связан с экономическим благосостоянием населения сектор услуг. В странах с высоким уровнем доходов, большая часть расходов населения приходится на приобретение услуг, например, таких как здравоохранение, образование, развлечения, туризм и др.
Технологический прогресс позволяет легко замещать человеческий труд в сельском хозяйстве и промышленности, но не в сфере услуг. Таким образом, параллельно с развитием страны, число занятых в сфере услуг будет расти, а доля занятости в других секторах - снижаться.
Сектор услуг производит такие высоковостребованные продукты, как здравоохранение, образование, управление, связь и информационные технологии, обслуживание бизнеса...
Продукция сектора услуг требует меньше затрат природных ресурсов, но нуждается в увеличении человеческих ресурсов в большей степени, чем сельское хозяйство и промышленность. В результате повышения спроса на людей с качественным образованием, будет повышаться привлекательность инвестиций в образование.
Среди важных положительных сторон развития сектора услуг - уменьшение зависимости от природных ресурсов, и, следовательно, минимизация ущерба окружающей среде. Усиление зависимости от качества образования и уменьшение зависимости от природных ресурсов - это и есть современная концепция устойчивого развития.
Какие бы усилия не предпринимало государство, ради сохранения неэффективных отраслей и предприятий в сельском хозяйстве, будь то путем субсидирования, или иной (безвозмездной) материальной помощи, все равно, оно не добьется подъема зависимых от субсидий предприятий и фермерских хозяйств. В то же время, работающий в условиях конкуренции, крепнущий сектор услуг, будет продолжать развиваться, если, конечно, его излишне не обременят налогами для субсидирования сельского хозяйства, или он не наткнется на какие-нибудь другие, непреодолимые дискриминирующие условия.
Можно дискутировать, способен ли туристический потенциал Грузии стать основным источником обогащения страны, но искусственное воспрепятствование развитию туризма, из-за немотивированной заносчивости, фашистских настроений или веры в теорию заговоров, без сомнения, приведет к тому, что еще больше грузин станут покидать Грузию, еще больше грузин будут вынуждены зарабатывать тяжелым и низкооплачиваемым трудом, как за пределами страны, так и у себя дома.
А экономически развитые и богатые страны будут создавать новые рабочие места, где будут заняты высококвалифицированные и получившие специальное образование работники, и большинство этих рабочих мест будет создаваться в сфере услуг.
Наконец, хочу напомнить оппонентам, кто высокомерно относится к тем, кто "обслуживает", что в секторе услуг работают, как люди с хорошим образованием, так и без оного, и разница между ними заключается только в размере оплаты их труда, а не в человеческом достоинстве.
azrebi.ge
Бесик Намчавадзе
Специально для
www.darbazi.info Перевел Д.Бериташвили