Осенью 2015 года в Абхазии был принят закон «Об особых экономических зонах». Центр поддержки российского бизнеса в Абхазии «Аидгылара» предполагал предоставить читателям портала «Абхазские проекты. Бизнес и инвестиции» подробный анализ этого документа, который мог стать серьезным механизмом оживления экономической жизни Абхазии и привлечения инвестиционных потоков.
Но за прошедшие месяцы после вступления закона в силу не был принят ни один подзаконный акт, конкретизирующих его положения. Тем более, что недавно по поводу перспектив особых экономических зон в Абхазии высказался министр экономики Адгур Ардзинба. Он, в частности, считает, что ожидать быстрого эффекта от принятия этого закона не стоит. По мнению министра тому есть несколько причин. Например, в той же России в ОЭЗ приходят в основном корпорации, появление которых в Абхазию маловероятно. Кроме того, не на высоте деловой климат, защита инвесторов и необходимы большие государственные вложения в инфраструктуру.
Поэтому сегодня в наших планах нет намерения дать подробный профессиональный анализ этого документа. Нет смысла терять время на тщательный разбор закона, который неизвестно когда можно будет использовать на практике. Просто поговорим немного о том, что такое вообще особые экономические зоны и попробуем перевести с юридического языка на человеческий отдельные статьи закона, чтобы дать возможность широкой аудитории понять, как это, по идее, должно работать в Абхазии. Закон РА «Об особых экономических зонах» размещен на нашем сайте.
Что же такое ОЭЗ? В соответсвии с обсуждаемым законом, особая экономическая зона - часть территории Республики Абхазия, которая определяется Президентом Республики Абхазия и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.То есть это территория, которая должна быть привлекательна для бизнеса в плане налогообложения и иных льгот. Примеров создания особых экономических зон много, но далеко не везде появление ОЭЗ приводили к серьезным экономическим успехам. А в Абхазии для положительной динамики в этом вопросе, тем более, нужно решить ряд проблем, косвенно ОЭЗ касающихся.
Рассмотрим, как ОЭЗ работают в других странах.
В США существует более 50 зон внешней торговли, через которые проходит 3 % национального импорта и 2,5 % экспорта. Во многом , не слишком высокие показатели объясняются достаточно высоким уровнем развития общей инфраструктуры на всей территории США, а также и без того значительным размером инвестиционных вливаний в экономику страны.
В Белоруссии еще в 90- годы в каждой из административных областей создано по одной свободной экономической зоне, но чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 8 % от общего объёма прямых инвестиций в страну. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Белоруссии.
СЭЗ «Брест»
[Spoiler (click to open)] Китай, безусловно добился впечатляющих успехов в плане внедрения в свою экономику моделей специальных экономических зон, но все же Китай это особый случай, его людские и иные резервы просто не сопоставимы не то, что с Абхазией, но даже с Россией. Кстати, первые специальные экономические зоны добились наибольшего успеха из-за своей интеграции с экономиками уже развитых Гонконга и Тайваня.
А вот России в этом плане похвастаться особо нечем. Некоторые особые экономические зоны находятся не в самом оптимистичном положении из-за слабой активности инвесторов. Хотя есть и позитив. На сайте проекта «РОСОЭЗ» можно посмотреть конкретные экономические зоны.
Каждую особую экономическую зону государство наделяет специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а так же гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30% ниже общероссийских показателей.
Теперь все же перейдем непосредственно к абхазскому закону. В соответствии со статьей 5 возможно создание четырех видов зон, которые можно определить так: производства, инновации, туризм, порты. Зоны могут находиться, как на территории одного района, так и нескольких. Впрочем, возможны и зоны смешанного характера (кластеры). Например, вполне приемлемо выглядит объединение промышленно-производственного и портового типов зон.
Разумеется, при определении территории под особые экономические зоны есть и свои ограничения.
В частности, портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, аэропорта, но не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
Во всех зонах, кроме туристической запрещено нахождение жилых зданий. Соответственно, создание таких зон в границах населенных пунктов представляется невозможным. Кроме того, на территории любой ОЭЗ не допускается разработка и добыча полезных ископаемых за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов. Вот тут сразу возникает вопрос. На территории Кындыга сероводородные источники используют как в лечебных целях, так и для нужд сельского хозяйства. Подпадает ли промышленное использование горячих источников под данный запрет, или же нет?
Согласно статьи 6 Закона, особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках как находящихся в аренде, так и предоставленных во владение, пользование или аренду гражданам или юридическим лицам. Категории участков может быть при этом разными. Закон допускает включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения. А вот предоставление земельного участка уже непосредственно резиденту ОЭЗ возможно только по договору аренды.
Механизм создании особой экономической зоны достаточно не прост. Заявка может быть подана Президенту или местными органами государственного управления или юридическим лицом с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, Кабинетом Министров Республики Абхазия в течение 15 дней со дня вступления настоящего Закона в силу. Правда, пока, спустя почти полгода об утверждении такого порядка ничего не известно.
У президента есть месячный срок на то, чтобы одобрить или отклонить заявку. В случае одобрения заявки начинается самое, пожалуй, сложное. Есть определенные нюансы в процедурах, в зависимости от того, подала заявку местная администрация или юридическое лицо. Если заявку подал орган (или органы) местного самоуправления, то в течении десяти дней со дня одобрения заявки этот орган обязан заключить с Кабинетом министров страны соглашение о создании особой экономической зоны. Оно устанавливает такие основные положения как, например, разработку перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок ее финансирования, обязательства по передаче полномочий по управлению и распоряжению объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования и многое другое.
Наверное, с учетом выступления министра экономики Абхазии по поводу отсутствия средств в республиканском и местных бюджетах на создание особых экономических зон, логично было бы сконцентрироваться на ОЭЗ, создаваемых по заявкам юридических лиц. Читаем главу 4 Закона. В соответствии со статьей 27, организация деятельности и управление особой экономической зоной осуществляется юридическим лицом, подавшим заявку Президенту Республики Абхазия о создании особой экономической зоны, которая впоследствии становится управляющей компанией (далее - УК). Уполномоченный орган (далее - УО) осуществляет координацию взаимодействия между управляющей компанией и органами исполнительной власти при решении вопросов, касающихся обеспечения особого правового режима особой экономической зоны. Как подобный механизм должен работать и какому органу будут передаваться полномочия, на данный момент совершенно не ясно из-за отсутствия прецедентов.
Особая экономическая зона создается сроком на сорок девять лет, с правом последующего продления указанного срока в порядке, предусмотренном законодательством Республики Абхазия и специальным договором между Уполномоченным органом и управляющей компанией. То есть осуществляется отвод земли и закрепление участка для ОЭЗ посредством его передачи в аренду управляющей компании сроком на те же сорок девять лет.
Вообще, надо заметить, что Управляющая компания берет на себя достаточно серьезные обязательства. Статьи 29 и 30 Закона определяют функции и обязанности УК. Среди них такие серьезные как, возведение ограды или стены вокруг территории особой экономической зоны, охрану территории особой экономической зоны, обеспечение материально-технического оборудования для хранения товаров, а также наличие погрузочно-разгрузочных и транспортных средств, оборудования, необходимого для складского хозяйства, средств связи, систем безопасности, первой медицинской помощи, иметь бесперебойные водоснабжение и водоотвод, энергоснабжение, мусороудаление и т .д. и т.п.
Можно констатировать, что Управляющая ОЭЗ компания, должна иметь серьезные финансовые, кадровые, организационные ресурсы для осуществления своей деятельности, а ТЭО ОЭЗ должно быть хорошо подготовленным, серьезным документом. Скорее всего, только крупные бизнес-структуры с привлечением иностранного капитала могут рискнуть при определенных обстоятельствах взять на себя роль Управляющей компании особой экономической зоны.
Теперь подошла пора разобраться, что такое резидент особой экономической зоны, какими он обладает преференциями и какие несет обязанности. Согласно статье 31, резидентом специальной экономической зоны может стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией соглашение о ведении деятельности в определенном функциональном секторе особой экономической зоны.
Резидент вправе осуществлять в особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении той или иной деятельности в зависимости от специфики зоны (ст. 14). В следующей статье 15 расшифровывается, какие направления бизнеса может выбрать резидент соответствующей ОЭЗ.
Например, резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе вести деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Чтобы получить возможность подписать соглашение потенциальный резидент обязан предоставить в УО заявку (ст.18), которая в себя включает, помимо прочего, сведения о предполагаемой деятельности заявителя в ОЭЗ, необходимой площади земельного участка, предполагаемом объеме инвестиций и величине необходимой присоединяемой мощности. Приложением к заявке идет бизнес-план. В общем, соискатель получения статуса резидента должен иметь определенные стимулы, чтобы подготовить заявку.
Какие же преимущества дает деятельность в особой экономической зоне?
Резиденты ОЭЗ на половину срока действия соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне освобождаются от всех видов налогов и иных налоговых платежей в отношении доходов от их деятельности в особой экономической зоне, за исключением подоходного налога с заработной платы работников и обязательных взносов и платежей в государственные внебюджетные фонды Республики Абхазия. Аналогичные льготы имеет и Управляющая компания. В особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны, регулируемый таможенным законодательством Республики Абхазия.
Можно сказать, что освобождение от налогов, особенно в условиях несовершенства абхазской налоговой системы, могло бы привлечь приличное число местных предпринимателей и компаний с иностранными инвестициями. Но, пока это не слишком реалистичный сценарий. Проблем несколько.
Во-первых, до сих пор нет никаких признаков того, что в соответствующих государственных структурах ведется работа по подготовке подзаконных актов, подробно описывающих механизмы применения закона об ОЭЗ на практике. Без этого серьезно говорить о перспективах особых экономических зон вообще бессмысленно.
Во-вторых, выполнение функций управляющих компаний доступно крупным структурам, желательно, имеющий серьезный опыт организации таких кластеров. Это немалые вложения и привлечение квалифицированных управленцев и специалистов, которых сейчас в Абхазии очень мало.
В-третьих, кроме туристско-рекреационной особой экономической зоны, остальные не слишком перспективны на сегодняшний день. Деятельность портовой экономической зоны подразумевает серьезный объем грузов и высокую деловую активность в самих портах. Сейчас же морские порты загружены мало, а аэропорт не функционирует вовсе. Технико-внедренческие зоны тоже не актуальны, так ка для их создания полностью отсутствует материально техническая-база, нет специалистов и технологий. Рассматривать же вариант переноса в Абхазию какого-либо действующего российского предприятия или создания его филиала просто не серьезно на данный момент. Промышленно-производственная ОЭЗ теоретически возможна, но требует больших площадей, очень серьезных вложений в инфраструктуру, привлечения предпринимателей из России, обладающих опытом работы, оборудованием, технологиями, специалистами. Вот создание туристско-рекреационной зоны выглядит более реалистичным делом, но пока не слишком ясно, где она могла бы возникнуть. Возможно, чисто теоретически можно было бы предположить создание такой зоны в окрестностях Очамчыры или в предгорьях. В любом случае, размышлять об этом практически явно рано.
В общем-то, получается, что Адгур Ардзинба, во многом прав в оценке перспектив ОЭЗ в Абхазии. Негативных факторов, препятствующих появлению этого механизма в стране хватает.
Но, хочется отметить, что под лежачий камень вода не течет. Некоторые проблемы имею рукотворный характер и не являются непреодолимыми. Так, для защиты делового климата был принят закон «Об инвестиционной деятельности». Уже как полтора года назад. Но реально он не работает по той причине, что правительство до сих пор своими постановлениями не регламентировало механизм функционирования его положений. В самом законе «Об особых экономических зонах» четко прописаны сроки, в которые правительство должно, например, утвердить форму заявки на создание ОЭЗ. Ведь создавать особую экономическую зону могут не только государство или районы, но и коммерческие организации. Но сделано это, судя по всему, не было. Можно ли это исправить? Безусловно. Было бы желание. И совсем необязательно впадать в гигантоманию. может быть лучше попробовать обкатать небольшие пилотные проекты. А дальше видно будет.