Вы ведете диалог, который вдруг, по нарастающей, как снежный ком, перерастает в конфликт и Вы, вместо того чтобы вести беседу на равных, вдруг вынуждены защищаться, доказывать, что Вы -- "не верблюд". Более того, что бы Вы не сказали, Ваши слова каким-то странным, непостижимым образом выворачиваются наизнанку и оборачиваются против Вас самих. Вы отлично понимаете, что это уже не диалог, а какая-то извращенная игра, но как из нее выйти и не понести потерь не представляете. Знакомая ситуация? Мне уже несколько русскоговорящих подруг задали вопрос, что делать в подобной ситуации, поэтому я решила написать этот пост.
Вышеописанная ситуация происходит потому, что Вы разговариваете не с нормальным человеком, а с вербальным абьюзером. Цель таких людей -- не диалог Осознают они это или нет, но истинный мотив таких людей не коммуникация, а "выгуливание своих тараканов" или провоцирование конфликта, чтоб "слить негатив" или выплеснуть накопившуюся агрессию. Схема, по которой действует вербальный абьюзер до смешного проста. Обычно, под видом коммуникации, абьюзер предлагает "приманку" с расчетом, что собеседник на нее клюнет и таким образом предоставит ему "арену" для обслуживания своих истинных потребностей (выгуливание тараканов, спуск агрессии и т.д.). Если собеседник "клюет", ситуация неизбежно перерастает в конфликт, и вербальный агрессор за счет собеседника получает столь нужные ему подпитку и обслуживание
В английском языке Virginia Satir, Patricia Evan и другие лингвисты выявили целый ряд схем и речевых штампв, которыми абьюзеры обычно пользуются, а также разработали оптимальные ответы на каждую из них. Оптимальные решения данной проблемы обычно состоят в том, чтоб дать понять "игроку", что Вы играть не будете, чтоб вовремя распознать, что Вас пытаются втянуть в игру и не "клевать на приманку", не участвовать в "играх", а сделать шаг в сторону, уклониться от агрессии и предоставить абьюзеру играть в эти игры самому с собой. Насколько мне известно, никаких подобных исследований в русском языке не(?) проводилось. Нам еще предстоит их разработать.
Я совсем не "коммьюникейшн гуру", но, по мере сил и возможностей, буду выкладывать здесь, в блоге, все, что мне известно из англоязычной культуры и что может пригодиться по данной теме для русскоговорящих. Кому интересно -- запасайтесь попкорном конкретными примерами, чтоб мы могли их подробно рассмотреть. Если у кого-то есть наработки по борьбе с вербальными абьюзерами и предложения, которыми Вы хотели бы поделиться -- выкладывайте их здесь в комментариях
PS к сожалению, в некоторых из своих комментов я также упомянула книги Suzett Haden Elgin. Поправка: далеко не все они годятся для решения проблем с вербальным абьюзом, а некоторые даже вредны, как выяснилось ( большое спасибо moohscale!). У Haden Elgin хорош только анализ некоторых схем для решения коммуникационных проблем, но никак не проблем с абьюзом.