Раньше, избиратели, если хотели жить в нормальном городе (где ремонтируют дороги, убирают их от снега и развивают город для горожан) приходили на выборы и выбирали себе мэра. Мэр был руководителем администрации, мог уволить нерадивого чиновника и определял, как развивать город. Если мэр не справлялся со своими обязанностями, на следующих выборах избиратели выбирали себе нового, нормального мэра.
Потом был введен институт сити-менеджера. Горожане могли себе выбрать мэра, но городом руководил уже сити-менеджер, которого выбирали депутаты. И если горожанам нужен был нормальный руководитель города, то они должны были выбирать себе нормальных депутатов. Схема усложнилась.
Сейчас схема контроля жителей за своими налогами еще усложнилась, но правда часть полномочий и налогов были переданы на районный уровень.
Проблема в данной схеме еще в том, что люди привыкли ходить на выборы президента, губернатора, мэра , т.е. выбирать одного лидера, который за все отвечает. А теперь избиратели должны выбирать людей, которые будут выбирать людей, которые выберут того, который будет за все отвечать. Для основной массы депутаты - это бездельники, и явка на выборы районных депутатов будет низкой. Скорей всего результат этих выборов будет определять пенсионеры и административный ресурс. В результате это еще больше подорвет доверие людей к выборам, и веру в то, что что-то можно изменить. Закон принят, и сейчас депутаты ЗССО должны решить, какая конфигурация управления города будет. Я не знаю, как массово объяснить людям, что развитие города теперь зависит от районных депутатов?! Хотя на районный уровень перейдет часть полномочий, которые все-таки можно будет проконтролировать.
Перечень вопросов районного значения:
1) формирование бюджета;
2) установление местных налогов и сборов;
3) распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности (т.е. в собственности района);
4) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в районе;
5) создание условий для обеспечения жителей внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
6) организации досуга и обеспечения жителей внутригородского района услугами организаций культуры;
7) развитие на территории внутригородского района физической культуры и массового спорта;
8) создание условий для массового отдыха жителей внутригородского района и организация обустройства мест массового отдыха населения;
9) формирование и содержание архива внутригородского района;
10) утверждение правил благоустройства территории внутригородского района, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений зданий, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории внутригородского района;
11) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, благотворительной деятельности и добровольчества;
12) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;
13) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Все районные вопросы возложены и на город.
Вопросы городского округа с внутрирайонным делением (по-моему мнению, на выполнение которых горожане практически не смогут повлиять):
1) формирование бюджета;
2) установление местных налогов и сборов;
3) распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
4) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа;
6) обеспечение малоимущих жильем, строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля;
7) организация транспортного обслуживания населения;
8) участие в профилактике терроризма и экстремизма;
9) укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, адаптация мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
10) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
11) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
12) предоставление помещения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года и членам его семьи;
13) обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
14) организация мероприятий по охране окружающей среды;
15) предоставление бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
16) создание условий для оказания медицинской помощи;
17) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
18) организация библиотечного обслуживания населения;
19) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
20) развитие местного традиционного народного художественного творчества;
21) сохранение объектов культурного наследия города;
22) развитие физической культуры и массового спорта;
23) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
24) формирование и содержание муниципального архива;
25) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
26) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
27) утверждение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требования по содержанию зданий, к внешнему виду фасадов, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, а также охраны городских лесов;
28) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство
29) выдача разрешений на установку рекламных конструкций;
30) присвоение наименований улицам и нумерация домов;
31) организация мероприятий по гражданской обороне, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
32) организация деятельности аварийно-спасательных служб;
33) создание курортов;
34) организация мобилизационной подготовке муниципальных учреждений;
35) обеспечение безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
36) расширения рынка сельскохозяйственной продукции, развитие малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
37) работа с детьми и молодежью;
38) установление правил использования водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
39) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
40) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
41) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд городского округа;
42) осуществление мер по противодействию коррупции.
Есть еще ряд полномочий, типа организации музеев и ВУЗов.
Основные полномочия остаются в ведении города. Также есть очень много вопросов:
1. Сдача в аренду недвижимости, одна из статей доходов районного бюджета, но как зарабатывать, если все помещения в собственности города?
2. Как между бюджетами будет распределяться НДФЛ, по которому раньше город получал 30%, сейчас 18%, сколько достанется району?
3. Ремонт и уборка дорог в ведении города, а службы, которые ремонтируют дороги в ведении района. Как будет происходить их взаимодействие, город будет получать деньги на содержание дорог, а ремонтировать их будет район за копейки?
4. Как делить функции районов и города, например, на территории района будут действовать и общегородские правилам благоустройства и районные?
Прочитать закон можно здесь -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163557/