Пролог
Поскольку я дилетант и в области физики, и в искусстве, то позволю себе говорить о них смело и открыто, как только и может поступать дилетант со своей точкой зрения. Правда в физике, её квантовой части, есть прекрасный принцип - принцип неопределённости. Он гласит, что если нам известен импульс частицы, то мы не можем определить её положение и наоборот. Этот принцип неопределённости в какой-то мере позволяет мне, почти не зная современного положения искусства и физики, говорить о некоторых импульсах, которые, как мне кажется, я замечаю, и которые определяют сходство этих двух важнейших составляющих человеческого опыта.
---
Я не зря упомянул об опыте, потому что слово искусство (арт) восходит к этому понятию, а физика и подавно родилась из опыта. Как физика, так и арт постоянно подвергают сомнению наши представления о реальности. Новости искусства оставляли неприятное ощущение и вдохновляли, шокировали и восхищали, почти так же, как и новости физики. Как физика, так и арт предлагают совершенно невообразимые на первый взгляд концепции, которые, в конечном счёте, получают прикладное значение. Кому в голову сейчас придёт называть физическим опытом закручивание лампочки или высоким искусством дизайн в стиле конструктивизма или барокко?
Есть и обратная сторона этого процесса. Физика и искусство, неизбежно разветвляясь, часто идут «ложными» путями, которые не приводят к ощутимым результатам и заканчиваются тупиками. Но, как нам твердили в школе, отрицательный результат тоже результат. И эти ложные пути в конечном итоге подсказывают верное направление.
Теперь конкретизируем. С чем я бы мог сравнить, к примеру, опыты на Большом адронном коллайдере? Мне кажется, здесь есть прямое сходство со знаменитыми плясками Пусси Райот.
Самые активные (по причине пассивности мозга) сторонники «истинных ценностей» твердят мантры оскорблённых чувств. Либеральные сопли текут по руслу «дурацкой выходки», не имеющей отношения к искусству. Но, тем не менее, это искусство! Просто потому, что этот акт явился попыткой проверить наши «истинные ценности» и нашу «мораль» без её физического уничтожения. Как в ускорителе, Пусси столкнули разные взгляды. И полетели осколки мнений в разные стороны. И, словно в физике, по этим осколкам можно собрать модель элементарных частиц, устремлений и намерений. Различных энергий и направлений. Заряженных положительно или отрицательно. Нейтральных, тяжёлых, странных или очарованных. Сложив по определённым правилам завитки и струи, которые оставляют эти частицы, можно увидеть целостную картину.
---
Эпилог
Я считаю искусством этот непонятный сегодня опыт, а искусство тем ускорителем, которое движет общество вперёд, вопреки нездоровому консерватизму. Нравится нам это или нет, но Пусси Райот находятся на передовом крае искусства. Хорошо, если это тупиковый путь и пляски в балаклавах на амвоне не станут частью будущей культуры. А если станут? Нам останется только ворчать по-стариковски, вспоминая времена, когда снег был белее и пушистее, а в храмах танцевало только пламя свечей.