Казачья эмиграция. Казачье зарубежье в постсоветский период

Apr 09, 2016 00:36




В постсоветский период, в связи с окончанием «холодной войны» мы наблюдаем угасание активности деятелей казачьего зарубежья, в котором, видимо, перестали нуждаться его западные спонсоры. В современных источниках можно найти лишь редкие упоминания о посещении потомками казаков-эмигрантов различных мероприятий в России, а также о передаче деятелями казачьего зарубежья различных ценностей и изданий в российские музеи и библиотеки.

Активную работу по распространению изданий казачьей эмиграции вёл фонд «Казачье зарубежье», учреждённый в 2004 году. Он переиздал большое количество книг, написанных «зарубежниками» (в их числе и произведения П.Н. Краснова), а также организовал переезд в Россию множества исторических реликвий казачества. В 2008 году по запросу данного фонда атаман Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» В.П. Водолацкий (являвшийся тогда депутатом Государственной Думы РФ) инициировал кампанию по реабилитации коллаборациониста Краснова (прокуратура тогда ответила, что Краснов реабилитации не подлежит).



А.Н. Келин (слева)

В 2010 году фондом «Казачье зарубежье» в станице Старочеркасской Ростовской области был открыт первый (и пока что единственный) в России Музей казачьего зарубежья. На церемонию освещения музея был приглашён А.Н. Келин (сын известного казачьего поэта-эмигранта Николая Келина). Считаю полезным процитировать здесь небольшой фрагмент из речи, которую произнёс тогда приглашённый гость: «Наши предки считали, что примирение добра со злом невозможно. Христа с Антихристом никак нельзя комбинировать. То, что произошло в годы Гражданской войны, - это было торжество Антихриста на Дону. <…> Это действительно было торжество зла и ненависти. Поэтому пока лежат на Красной площади мощи самого большого преступника всех времен, никто не поверит, что государство Российское уже в порядке. Покуда не сняты сатанинские звезды с Кремля и комбинируют крест со звездой, серпом и молотом - это еще не покаяние. Значит, не поняли историю, не поняли, в чем дело».

Позиция по отношению к нашему государству вполне однозначная.

Интересно, что руководство фонда «Казачье зарубежье» не имеет к эмиграции никакого отношения. Его возглавляет гражданин РФ Константин Николаевич Хохульников. В одном из своих интервью Хохульников рассказывает, что интерес к наследию казачьего зарубежья проснулся в нём во время служебной командировки в Париж в 1973 году, где он повстречался «с бывшим земляком-станичником», который и рассказал ему о том, какой важный культурный пласт оставила после себя казачья эмиграция.



К.Н. Хохульников

На некоторых форумах в интернете утверждается, что в советское время Хохульников работал в КГБ. И действительно, если забить в поисковую систему его полное имя, то можно найти электронную версию книги «Чекисты Дона», выпущенную Ростовским книжным издательством в 1980 году и состоящую из очерков работников УКГБ по РО. Подполковник К.Н. Хохульников рассказывает в своём очерке о борьбе с органами империалистической пропаганды. Учитывая подходящий возраст, пробел в биографии руководителя фонда «Казачье зарубежье», а также наличие у него интересных заграничных командировок в 1970-е годы, можно сделать вывод о том, что обвинения в интернете не являются беспочвенными. Однако это лишь лишний раз показывает нам, что к деятельности непосредственных представителей казачьего зарубежья активность Хохульникова не имеет никакого значения.





Для более подробного анализа активности зарубежного казачества сегодня, в следующих публикациях мы рассмотрим деятельность казачьих организаций, существующих сегодня в тех государствах, где в советский период проживало наибольшее количество казаков-эмигрантов.

Продолжение следует...

эмиграция, история, казачество

Previous post Next post
Up