Другие записи:
Обзор рынка недвижимости столичного региона. июль 2007 года. Часть 2. |
День 2010.07.02, Точное время 10:55:00 |
День 2010.08.20, Точное время 12:48:00 |
Steve Hanks Пока природные ресурсы России торгуются на далеких зарубежных площадках, хеджирование не станет удобным инструментом для российских производителей.
В конце февраля исполнился год, как в срочной секции РТС - FORTS - начались торги поставочными фьючерсными контрактами на дизельное топливо Л-0,2-62 (ГОСТ 305-82). Это были первые в России поставочные фьючерсы на нефтепродукты. Предполагалось, что они позволят построить базу для заключения долгосрочных договоров между трейдерами и конечными потребителями нефтепродуктов. Но спустя год с начала торгов российский рынок топливных деривативов так и не смог набрать ликвидности, достаточной для полноценного хеджирования ценовых рисков на нефтепродукты.
Клиент-дезориентированный рынок Для проведения на РТС операций хеджирования с помощью фьючерсных дизельных контрактов нужно обратиться в одну из брокерских компаний, имеющих статус расчетной фирмы на бирже РТС (или даже без такового), заключить брокерский договор, внести на брокерский счет денежные средства для проведения операций по купле-продаже фьючерсных контрактов, составить схему хеджирования и начать операции. Однако эти довольно-таки простые шаги поставили в тупик большинство потенциальных хеджеров. И дело тут не только в непонимании клиентами работы механизма хеджирования и отсутствии средств для внесения гарантийной маржи.
Основная проблема - это невозможность привязаться к единственному базису поставки, на котором был запущен фьючерсный контракт на дизельное топливо, - Володарской линейной производственно-диспетчерской станции. Потребители нефтепродуктов рассредоточены по немалой территории России, и наличие только одного базиса поставки делает сомнительной возможность хеджирования для компаний, расположенных вдали от Москвы и Московской области. Кроме того, у Володарской ЛПДС как у базиса поставки имеется существенный недостаток: нерыночный механизм формирования цен. Дело в том, что нефтепродукты на нее могут попасть только с Московского нефтеперерабатывающего завода, а значит, есть вероятность манипулирования ценами.
Нет интереса - нет инструмента На Западе биржевые технологии и методики хеджирования рисков доведены до совершенства. Причина в том, что и США, и Европа - гигантские потребители ресурсов. Они настолько зависимы от внешнего мира, что отсутствие инструментов управления ценовыми рисками для них подобно катастрофе. Поэтому начавшийся в последние годы прошлого века рост цен на все группы природных ресурсов, вызванный подъемом на крупнейших развивающихся рынках мира, заставляет все большее число компаний прибегать к инструментам, позволяющим фиксировать цены. А российский ВВП формируется главным образом экспортерами ресурсов, и доля «потребителей» в нем настолько мала, что они не способны создать ликвидность по сырьевым и товарным группам как на спот-рынке, так и на рынке производных. Потребности хеджировать риски у добытчиков нефти нет даже в условиях изменяющихся мировых биржевых цен, так как рентабельность этого бизнеса очень высока.
Развитие биржевых товарных рынков во всех их ипостасях - рынке наличных ресурсов (spot) и рынке производных (derivatives) - дает возможность хозяйствующим субъектам не только обмениваться товарами, но и хеджировать ценовые риски. В результате компаниям легче осуществлять среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование. В США - мировом лидере в области организации хеджирования ценовых рисков хозяйствующих субъектов - даже у фермеров есть возможность зафиксировать цены на топливо и продукцию. Им не надо отвлекаться на проведение финансовых операций, самостоятельно составлять схемы хеджирования и искать денежные средства на их реализацию. Достаточно предоставить уполномоченному брокеру информацию о текущих запасах, планах потребления топлива в сезонных работах, прогнозе урожая, количестве скота на откорме и планах на забой. На основании этих данных брокер разрабатывает схему хеджирования и определяет потребность в денежных средствах на ее осуществление. Деньги предоставляются уполномоченным банком, обслуживающим фермерское хозяйство под льготные проценты. Расходы на хеджирование субсидируются властями, так как проведение подобных операций поддерживает стабильные цены на продукцию агропромышленного сектора, а значит, имеет государственную важность. Прибыль от проведения операций по хеджированию поступает на расчетные счета фермерского хозяйства в уполномоченном банке, отрицательная разница покрывается с этого же счета, но из выручки от реализации сельхозпродукции. Фермер не участвует в организации подобных финансовых схем хеджирования, он лишь оплачивает услуги уполномоченного брокера и банка. Дополнительных сборов за консалтинг брокеры с фермеров не берут. Фермерские хозяйства США традиционно являются самыми стабильными клиентами брокеров и банков. Благодаря развитой инфраструктуре хеджирования колебания цен на сельхозпродукцию в США редко превышают 2-5% в год. Применить этот положительный опыт в России можно уже сейчас - вся соответствующая инфраструктура уже сложилась, есть и банки, заинтересованные в реализации подобных схем, и брокерские компании, давно и успешно работающие на российском рынке. Отсутствует только широкая номенклатура контрактов и базисов, которая позволила бы применить хеджирование ценовых рисков для защиты от колебания цен на нефтепродукты, сельхозпродукцию и другие товары.
Чужой успех
Являясь крупнейшим производителем и поставщиком сырья на мировом рынке, Россия должна иметь собственные биржевые товарные рынки. Это настолько логичный шаг, что все развивающиеся экономические державы его уже сделали. За последний год начали свою работу Дубайская биржа (на ней торгуется оманская нефть), товарные биржи в Китае и Индии. Логика очевидна: рост промышленности и строительной индустрии, например, в Китае, требует внутреннего механизма формирования цен на металлы, поэтому именно Шанхайская фьючерсная биржа стала азиатским ориентиром цен на медь и алюминий. Парадокс, но резервы и объемы добычи и производства меди у Китая и России практически одинаковы, однако в нашей стране биржи металлов пока нет. Россия превосходит все страны по запасам и производству никеля. Статистика говорит о том, что потребление никеля в высокотехнологичных отраслях будет возрастать год от года. Но торговля этим металлом сосредоточена в Лондоне, хотя Великобритания вовсе не обладает запасами никеля в своих недрах. Успех Дубайской биржи по созданию и развитию локального товарного рынка в мировом масштабе не случаен. Это был государственный проект по раскрутке новой торговой площадки с колоссальным финансированием и привлечением ведущих мировых бирж. Реклама контракта на оманскую нефть в средствах массовой информации началась за полтора года до начала биржевых торгов. При запуске нового контракта на золото на бирже CBOT в США (сейчас она вошла в СМЕ-Group) к поддержанию контракта привлекаются как минимум 40 маркет-мейкеров. К сожалению, при старте российского контракта на дизельное топливо подобных инвестиций в его продвижение со стороны биржи РТС не было. ГК «Комплекс-ойл» оказалась чуть ли не единственным маркет-мейкером при запуске фьючерса на дизельное топливо.
Революция на бирже Опыт большинства развивающихся рынков говорит о том, что динамика роста оборотов на внутренних биржевых площадках значительно опережает ведущие «мировые центры». Развитие российских биржевых товарных центров даст закономерный толчок для роста капитализации компаний многих секторов отечественной экономики: добывающего, финансового, банковского. Возрастет потребность в расчетах в национальной валюте, что сделает ее реально конвертируемой под действием рыночных механизмов, а не директивных установок, и приведет к созданию новых валютных рынков. В результате в России возникнет потребность в огромной инфраструктуре, обслуживающей биржевой оборот.
Журнал "РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ Андрей КУЗНЕЦОВ, директор департамента структурных продуктов ГК «Комплекс-ойл»