топ рождественский фильмов, если кому интересно. с неудачными корявыми комментариями, но что-то с этим делать - невмоготу, извините.
надеюсь, что-нибудь да кому-нибудь из этого пригодится в эти длинные беспробудные каникулы.
10. Metropolitan - Whit Stillman, 1990
как метко замечает один из персонажей, фильмы о буржуазии никогда не бывают о её скромном обаянии, но всегда - о её жалких слёзах. вот и эта малоизвестная вне кругов виньеточная мелодрама поначалу пугает засильем удивительно противных представителей светского круга с Манхеттена родом, а потом - не менее удивительно - внушает к ним глубокую симпатию. во-первых, и буржуазия - не буржуазия, а кучка бездельников с книжкой Остин под подушкой, а во-вторых, глупость никогда не обаятельна, а вот пустота в голове - пожалуй, что наоборот. а ещё эта картина - удачный доппельгангер этакого синтетического вудиалленского фильма. удачный настолько, что в отличие от творений Аллена, его можно смотреть без кислой мины и краски стыда на лице.
9. Dekalog (Декалог) - Krzysztof Kieslowski, 1988
формально, если я ничего не путаю, рождественская тематика в Декалоге присутствует только в 1-м и 3-м эпизодах, но несмотря на это, цикл - редкий случай, когда о виновнике торжества не забыли, а поставили на табуреточку во главу красного угла.
8. The Apartment (Квартира) - Billy Wilder, 1960
вместо It's a Wonderful Life - Иронии Судьбы американцев - пусть будет эта не столь слезодавильная, зато куда более лёгкая и остроумная классика Уайлдера. ну и обойтись без суицида на новый год - это как снять хороший фильм без карлика, т.е. никак.
7. Мелодия для Шарманки - Кира Муратова, 2008
в этой мизантропической притче о самом главном карлики - и вовсе все действующие лица, и даже если поначалу так не кажется, уродство их проявится в несколько патетическом, но всё же искреннем финале. Христос просиял на небеси, Эми Уайнхаус умерла в блевоте, а мы остались здесь, и нет ничего горше и смешней.
6. Proposition (Предложение) - John Hillcoat, 2005
баллада об истинно мистическом пути из страны, где все ходят вверх ногами - вот и рождество здесь посреди пыли и красного солнца пустыни. по-настоящему синефильское кино, в котором шорох мешковины, звон столовых приборов и шёпот песка (при этом всё это даётся через визионерские изыски) важнее сюжета, диалогов и характеров, хотя и со всем этим там в порядке, даже Ник Кейв саундтреком не сильно впечатление портит.
5. The Shop Around the Corner (Магазинчик за Углом) - Ernst Lubitsch, 1940
третий и последний в пошлом смысле добрый фильм в списке. с иконическим Джеймсом Стюартом и другими прекрасными людьми, ужасно захватывающее, умное, гуманистическое, идеальное кино про сигаретницы и кошельки из свиной кожи.
4. Fanny och Alexander (Фанни и Александр) - Ingmar Bergman, 1982
ну и шведская Ирония Судьбы - в том смысле, что 5 часов итогового бергмановского эпоса в Швеции смотрят в сочельник всей семьёй за столом, как у нас 3 - чудовищную рязановскую лирику под новый год. что заставляет испытывать неловкий стыд за соотечественников и зависть к тем, кому хорошо в том месте, где нас нет. настоящий рождественский фильм - с вертепом и старухами, с магией и волшебным фонарём, с рабби и скелетами в шкафах, тысячей чертей и всей бергмановской фильмографией всмятку.
3. Eyes Wide Shut (С Широко Закрытыми Глазами) - Stanley Kubrick, 1999
не только отличное праздничное кино, но и лучший фильм Кубрика - тонкий, зыбкий и волшебный (волшебство - это когда непонятно, как, но зато в итоге - так, что дрожь и трепет). сон увешанного гирляндами, подмигивающего витринами, блистающего мокрыми улицами и грезящего, что он Нью-Йорк, Лондона о двух заплутавших недоёбках.
2. Körkarlen (Возница) - Victor Sjöström, 1921
ну и без притчи никак не обойтись. начинается она с иллюстрации неутешительного закона о встрече нового года, и ведь правда, мёртвым его встретишь - очевидно, что мёртвым и проведёшь. но проведёшь не скучно, если хароном станешь увозить с собой товарищей по беде - с героем великого Шёстрёма так и получилось. в сети распространяется с саундтреком Стива О'Мэйли, который пышет особым праздничным духом.
1. The Dead (Умершие) - John Huston, 1987
лучший рождественский фильм всех времён, который должен быть особенно близок и понятен русскому человеку. с одной стороны, вся наша классика о том же, о чём тут говорит Джойс, с другой - хоть обряды отмечания этих круглых квадратных торжественных дат у ирландцев иные, зато тоска, охватывающая за праздничным столом после третьей рюмки и таза салата мимоза, столь же тяжела, предметна и глубока. мёртвые празднуют рождество живого, снег укутывает не ёлочки, но кресты, а "жизнь дается лишь раз, и она несчастна, убога, отвратительна, жестока и коротка", да и та уже, на самом деле, давным-давно прошла - и это единственное напутствие, о котором стоило бы вспомнить, наливая четвёртую.