Ровно 50 лет назад, 8 января 1972 года, я присутствовал на премьере 15 симфонии Шостаковича.
Вкладываю две записи, посвященные этому Событию:
В комментариях я привел дневниковую запись по горячим следам.
А здесь описана история покупки билетов:
***
Могу привести также всю программу тогдашнего концерта в Большом зале Московской консерватории:
(Allegretto в финале я сам дописал пост фактум.)
Разумеется, Глюка и Гайдна слушали только из приличия, отдавая дань регламенту стандартного концерта.
Что творилось в перерыве, на втором отделении и после исполнения, описано выше.
***
За последние 8 дней я очень много слушал Шостаковича, причем с ютуба в исполнении западных оркестров, в основном, оркестра Франкфуртского радио (hr-Sinfonieorchester) и оркестра WDR (Кёльнское радио). И надо заметить, исполнения все были прекрасны.
Именно, с франкфуртским оркестром я слушал симфонии:
Первую (дир. П. Ярви),
Пятую (дир. Д. Афкхам),
Шестую (дир. К.-М. Прието),
Седьмую (молодой финский дирижер Клаус Мякиля с большим подъемом исполнил огромную симфонию; правда, мне показалось, что в эпизоде нашествия, перед кульминацией, оркестр слегка разъехался, и некоторые линии потерялись),
Девятую (дир. Н. Коллон), Десятую под управлением легендарного Станислава Скровачевского, которому в то время (2013 г.) исполнилось 90 лет:
Click to view
Далее, с этим же оркестром были
Четырнадцатая и
Пятнадцатая симфонии. На мой взгляд, очень достойные исполнения.
С оркестром Кёльнского радио (WDR) слушал
Четвертую (С. Бычков) и
Одиннадцатую (Юкка-Пекка Сарасте).
И была еще замечательная "древняя" (1997)
запись 85-летнего К. Зандерлинга, исполнившего с Берлинским (Восточный Берлин) филармоническим оркестром грандиозную Восьмую симфонию.
Кроме симфоний, еще и концерты.
Первый фортепианный, оба виолончельных и
Первый скрипичный в блистательном исполнении Хилари Хан с Берлинским филармоническим оркестром под управлением М. Янсонса (26 ноября 2000 г. во время гастролей оркестра в Японии).
О Втором виолончельном я тут
писал, а
Первый здорово сыграл Иоханнес Мозер, а дирижировал С. Скровачевский. Впрочем, в первой части слегка наврал валторнист.
В молодости я слушал в зале виолончельные с Великим и Ужасным Славой, а Скрипичный с Д. Ойстрахом, и мне есть с чем сравнивать.
Вот такой получился Шостакович-фест. Будто я вернулся в свои 20 лет, когда Шостакович был для Номером Первым во всей музыке, а до глубокого увлечения Моцартом было еще далеко. Конечно, я любил Моцарта, но, так сказать, стандартно, банально, отдавая предпочтение Бетховену.
В комментариях к исполнению 11 симфонии (см. выше) я прочитал такой отзыв, написанный по-немецки:
"Schostakowitschs Musik ist selbst dann schon monumental, wenn sie nur flüstert. Wie wenn ein Mensch nur mit Blicken und stummen Lippenbewegungen etwas mitzuteilen versucht. Schon da geht bei Schostakowitsch der Himmel auf. Und da liegt auch der große Unterschied zu den Komponisten der Romantik: die haben ihre privaten Gefühle zu einer Weltangelegenheit gemacht. Schostakowitsch hat die Gefühle *Anderer*, die Gefühle der ganzen Welt, zu seiner eigenen Angelegenheit gemacht".
Перевод (гугл-переводчик):
"Музыка Шостаковича монументальна даже тогда, когда ее только шепчут. Например, когда человек пытается что-то сообщить одним лишь взглядом и молчаливым движением губ. Уже тогда небо поднимается с Шостаковичем. И в этом большая разница с композиторами эпохи романтизма: они сделали свои личные чувства делом всего мира. Шостакович сделал чувства *других*, чувства всего мира своим делом".
Мне это не приходило в голову, а верно и глубоко; хотя в юности я применил слова, сказанные искусствоведом Лионелло Вентури о Гойе ("Он не анализирует себя, а страдает и кричит") к Шостаковичу.