Шостакович и Уствольская

Jul 21, 2010 12:33

Слушал недавно Альтовую сонату Шостаковича и вдруг ясно (чего раньше не слышал) почувствовал несомненные отзвуки музыки Уствольской: в первой части такие характерные унисонные "тычки" в басах фортепиано (но не только это, конечно; вся атмосфера). А во второй части взятая цитата из оркестрового вступления к "Игрокам", партитура которых была отдана на хранение Г.И. И опять - мрачное шествие в басах рояля (искаженная тема последней фуги из соч. 87). Альтовая соната - соната о призраках, предсмертные воспоминания, прошлое, ожив, предстает - как перед старой графиней в 4-й картине "Пиковой дамы". И сама она - соната-призрак.

И сегодня, переслушивая 15-ю симфонию, понял, что во второй части, когда у тромбонов и тубы (ц. 64) начинается это диковинное похоронное шествие, ночное шествие огромных черных фигур ("Vast forms, that moves fantastically to a discordant melody"), что тут отзвук Композиций Уствольской (Dona nobis pacem, Dies irae, Benedictus), хотя я даже не знаю, слышал ли он эту музыку когда-нибудь. Или это мифическое сродство душ? Известно, что Шостакович цитировал Уствольскую в Пятом квартете (Октет). Но музыка эпохи Октета очень связана с Шостаковичем, несмотря на всю декларируемую самобытность. В кларнетном трио присутствие Учителя, которого она отвергла и как человека и как музыканта, сказывается очень сильно.
Так что Шостакович цитировал сам себя.

Шостакович_симфонии, Шостакович_альтовая соната, Шостакович, ДДШ_15-я, Шостакович_фортепиано, 20 век, Уствольская, Эдгар По, Чайковский, Шостакович_квартеты

Previous post Next post
Up