Шёнберг и Шостакович

Jun 30, 2021 12:25

Шёнберг - Струнное трио op. 45 (1946) - артисты квартета "La Salle".
Шостакович - Квартет №13 b-moll op. 138 (1970) - квартет Fitzwilliam.

Интересно было прослушать эти два сочинения подряд.
Если "семантика" квартета Шостаковича давно мне ясна, то трио Шёнберга представляется абсолютно невербализируемым. Можно, конечно, сослаться на нефигуративную ("абстрактную") живопись, хоть это и банально.
Например, прежде чем на картине Пикассо увидеть нечто антропоморфное, можно вообразить себе некий город, блуждание по его улицам, какие-то случайные встречи, лучи света, пятна тьмы...



Ясно также, что Шостакович внимательно изучал произведения, подобные трио Шёнберга, когда в поздний период стал использовать 12-тоновую технику. Можно даже услышать тематические пересечения, хотя это может быть случайно и обусловлено просто сходством разных 12-тоновых тем.

Шенберг, Прага, живопись, Шостакович, Пикассо, 20 век, Чехия, Шостакович_квартеты

Previous post Next post
Up