Обзор некоторых работ мастеров немецкого Возрождения я начну с Дюрера. Правда, я хотел им закончить, но потом решил, что в условиях самоизоляции и ДО мне проще начать именно с него.
Выйдя из залов нидерландской живописи, мы сразу видим знаменитое полотно "Четыре апостола":
1. Четыре апостола (1526)
Слева направо: Иоанн, Петр, Марк и Павел.
Рекомендую фотографии увеличивать, хотя в некоторых случаях я делал вырезки.
Эту картину, созданную за два года до смерти, рассматривают, как духовное завещание великого мастера.
Думаю, разумно показать музейную табличку:
(Хотел отрезать лишнее, уже загрузив на фликр, но здешний редактор не работает. В увеличении всё видно.)
И рядом - гениальнейший автопортрет:
2. Автопортрет. 1500
Очень сильно бликовало. На второй фотографии можно видеть отражение чьей-то головы и плеч. Но, с другой стороны, в этом что-то есть. Живое свидетельство в противовес вылизанным и выхолощенным сетевым фотографиям (к тому же нередко грубо отретушированным), своего рода консервам.
А Автопортрет этот, я думаю, величайший из всех автопортретов, когда-либо написанных.
Идем дальше.
3. Оплакивание Христа (1500)
Фрагменты:
Очень характерное для Дюрера лицо Иоанна Богослова(?).
.............Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Мука - удел живых и умирающих. Но не мёртвых.
И вспоминаем "Идиота" Достоевского? Там, правда, князь смотрит на копию Гольбейна.
4. Самоубийство Лукреции (1518)
Тоже я всё пытался избавиться от бликов, но у меня плохо получалось.
И опять это андрогинное, чисто дюреровское (в моем понимании), лицо.
5. Паумгартнеровский алтарь (1498-1504?)
Сравнительно ранняя работа, и, может быть, поэтому детально прописан фоновый пейзаж на центральной картине.
Эти маленькие фигурки донаторов - как кукольный театр шиворот-навыворот.
Боковые створки:
(Св. Георгий. С лицом современного профессора математики.)
(Св. Евстафий? С оленьей головой. Похоже, он.)
6. Дева Мария как Скорбящая Мать (1495-98)
Stabat Mater dolorosa.
7. Внутренние створки Алтаря Ябаха (1503-1505)
Изображены (слева направо): святые Иосиф, Иоаким, Симеон и Лазарь.
Название обусловлено тем, что некоторое время алтарь был собственностью кёльнского семейства Ябахов (Jabach). Внешние створки находятся во Франкфурте и Кёльне. Оклад считается утерянным.
8. Мадонна с гвоздикой (1516)
Отмечается иконописность этого изображения Мадонны. Гвоздика - символ Страстей.
9. Портрет Освольта Креля (ум. около 1534 г.). 1499
Портрет решен как триптих. Модель - Освольт Крель - некоторое время, а именно, с января 1499 по август 1500 г., был бухгалтером нюрнбергского торгового общества "Grosse Ravensburger Handelsgesellschaft".
Бухгалтер - лицо важное. Стоит только вспомнить Кольбера при Людовике XIV.
Странно то, что на боковых створках изображены некие дикари (лешие, сатиры), почему-то с гербами. Считается, что это наследники Каина. Но при чем тут счетоводство?
Фрагменты:
Очень выразительное лицо! Особенно, если увеличить фотографию.
Бухгалтер выглядит, как король. Ну, как герцог, на худой конец.
Закончу прекрасным мужским портретом 1500 г.
10. Портрет молодого человека (1500)
Написано, что этот портрет долгое время не признавался, попав в тень знаменитого автопортрета того же года.
***
Вот и всё на сегодня.
Продолжу в обозримом будущем. Но честно признаюсь, что мой энтузиазм по части описаний городов и стран, параллелей и меридианов, картин и статуй ("O statua gentilissima..."), древних горшков и корыт убывает по экспоненте. Одно утешает: экспонента (с отрицательным показателем), как известно, не пересекает ось абсцисс, а только асимптотически к ней приближается.