Музей Хаэна (
Museo de Jaen; или Музей провинции Хаэн, Museo Provincial de Jaén) разместился в здании на Paseo de Estacion, улице, по которой мы всё время ходили в центр города, в здании, построенном по проекту архитектора
Антонио Флореса Урдапильета (1877-1941).
(фото из википедии)
Я ошибочно в первом своем сообщении по Хаэну назвал это здание бывшим монастырем. Но это совсем не так. Архитектор построил это здание в стиле ренессансных испанских дворцов и "вмонтировал" в него два подлинных ренессансных портала.
При входе
и внутри:
Портал при входе взят из несохранившегося здания 16 века, называемого Posito de Labradores, а внутри - от несохранившейся церкви S. Miguel, построенной, предположительно, архитектором Андресом де Вальдельвирой, о котором мы уже тут говорили в связи с Собором.
Перед тем, как показывать экспонаты, замечу, что раньше этот музей вмещал в себя и коллекцию древнеиберийского искусства, которая теперь переехала в новое здание, предназначенное преимущественно для временных выставок и конференций. По поводу музея можно посмотреть и
материал М. Шварца. Из него, между прочим, явствует, что не все иберийские экспонаты в этом новом здании выставлены.
***
Перейдем к осмотру коллекции, в которой есть собственно археологическая часть (Древний Рим и мусульманская эпоха) и небольшая картинная галерея (картины, скульптуры, гобелены).
Начнем с Рима.
1. Мозаика (4 век)
Изображена богиня Фетида в окружении морских чудовищ.
2. Декоративная мозаика (2-3 вв.)
3. Декоративная мозаика (2-3 вв.)
4. Мозаика с изображением сатира (3-4 вв.)
Еще одна мозаика, где видна часть человеческого тела:
5.
Точного описания дать не могу, так как не сфотографировал табличку.
Скульптуры I-II в. н.э.:
6.
(пьедесталы тоже древние)
7.
8.
Скульптуры иберо-романские 1-го века:
9.
10.
11. Древнеримская капитель того же времени
А это уже арабские капители 11 и 14 веков (последняя):
12.
Один из главных экспонатов - раннехристианский саркофаг:
13.
Его описание приведено
здесь.
Рельефы изображают чудеса, творимые Христом: воскресение сына вдовы Наинской, исцеление слепого, исцеление кровоточивой женщины, исцеление парализованного, умножение хлебов и рыб и превращение воды в вино. На 4-м месте - Отречение Св. Петра.
Покажу фото из википедии:
14. Фрагмент арки из дворца Мадина-аль-Захра под Кордовой
Я уже коротко описывал нашу поездку туда. Но подробности еще будут. Как указано в информации, можно распознать в надписи текст 48 и 49 стихов из 15 суры Корана.
Приведу цитату:
"45. Поистине, богобоязненные - среди садов и источников:
46. "Входите сюда с миром в безопасности!"
47. И изъяли Мы злобу, что в их груди; братьями они на седалищах обращены друг к другу.
48. Не коснется их там забота, и не будут они оттуда выведены.
49. Возвести рабам Моим, что Я - Я прощающий и милосердный,
50. и что наказание Мое - наказание мучительное!"
(Перевод акад. И.Ю. Крачковского по изд. 1991 г., Москва, МНПП "Буква".)
Надо полагать, что дворец халифа есть некое подобие Эдема и вступающих в него "не коснется забота".
15. Арка (возможно, подлинно арабская, но возможно, что и мудехар)
16. Арка в стиле мудехар (15 век)
Происходит из Дома Богоматери при несохранившейся церкви S. Miguel в Хаэне.
Теперь посмотрим на некоторые произведения испанского искусства 14-17 вв.
17. Аноним. Распятие (16 век)
18. Педро Берругете (1445/50-1503; приписывается) Христос у колонны
19. Аноним. Св. Варфоломей (16 век)
20. Аноним. Святой.....
Я думал, что на табличке, снятой вместе с картиной, можно будет всё прочитать. Оказалось, что нельзя. :(
Но показываю, так как весьма интересная работа.
21.Аноним. Распятый Христос (14-16 вв.)
22. Аноним. Мадонна с Младенцем (15 век)
Меня поражает в таких скульптурах того времени сочетание детской наивности (как кукла для детей) и чего-то сложного и загадочного. Может быть, это имел в виду Пикассо, когда говорил, что в юности уже рисовал, как Рафаэль, а всю жизнь стремился научиться рисовать, как ребенок?
23. Св. Михаил (S. Miguel, 13-14 вв.)
Ногой попирает некое чудовище как олицетворенное зло. Как и подобает Архангелу.
24.Блас Морено. Коронование Марии (18 век)
25. Алонсо Кано (1601-1667). Мадонна с Младенцем (Virgen de Belen; ок. 1641 г.)
27. Себастьян Мартинес (1599-1667). Св. Екатерина (S. Catalina)
Сфотографировано сильно под углом, так как очень бликовало. Но в увеличении можно рассмотреть. Даже обломки колеса. И суровый лик святой.
28. Себастьян Мартинес. Иоанн Креститель
В заключение покажу гобелен 16-17 века, выполненный неизвестным мастером:
29.
Про сюжет ничего не написано. Но что-то кроваво-куртуазное. Очаровательная дама кого-то прирезала.
30.
Выходим.
***
Прощаемся с Хаэном.
Это дом, где мы жили:
Наши окна на 2-м этаже над вывеской (синие буквы).
В парке напротив стоит статуя папы Иоанна Павла II, оскверненная вандалами:
Вот и вокзал, вполне провинциальный. С огромными вокзалами Малаги, Кордовы и Севильи не сравнить. Курсируют поезда MD (Media Distancia) до Кадиса (именно на таком мы поехали) и Мадрида.
Adios, Jaen! Hola, Cordoba!
(не умею ставить впереди опрокинутые восклицательные знаки; уж извините).
На сём хаэнская глава этих записок русского путешественника (т.е. меня) закончилась. Всем, кто прочитал, спасибо!