Выставка "Русский Йорданс" в ГМИИ (картины и рисунки из музеев России)

Oct 12, 2019 12:44

Знаменитый эрмитажный "Бобовый король" (точнее, "Король пьет!"), заявленный в каталоге, не приехал*.



(из сети)

Вместо него висит картина на тот же сюжет, принадлежащая Пермской государственной художественной галерее и выполненная в мастерской художника. Точное название "Пир короля" (начало 1660-х годов):



(сильно бликует, к сожалению, но ничего не поделаешь; увеличение несколько ослабляет этот неприятный эффект)

Детали:














Как написано в каталоге, эта работа является вариантом "Бобового короля", принадлежащего Венскому художественно-историческому музею:



(из "Артхива")

Различия между вариантами подробно проанализированы в статье Н.И. Грицай в каталоге выставки, к которой я вас и отсылаю. Но я, честно говоря, не помню эту картину в Вене, хотя был в этом музее дважды.
Из Эрмитажа приехало несколько работ, но самая известная среди них "Автопортрет с родителями, братьями и сестрами":





(под углом можно рассмотреть почти без блика)






Блестящая работа! А автопортрет один из самых прекрасных среди всех автопортретов, включая знаменитый ван-дейковский из Эрмитажа.



(из сети)

Напомню Ван Дейка:



(из "Артхива")

Посмотрим другие картины.
Первой среди них я назову совместную работу Йорданса и Пауля де Воса "Повар у стола с дичью" (ок. 1640-45, Эрмитаж):




Всякий, кто бывал в Эрмитаже, помнит огромный зал, где вывешены картины с изображением дичи и другой снеди, принадлежащие кисти Франса Снайдерса и одного из художников, носивших фамилию де Вос (или де Фос, как иногда писали). В молодости я снобистски пренебрегал такой живописью, но посмотрев однажды французский фильм про Шардена, я стал совершенно иначе относится к натюрмортам. Я об этом тут писал в связи с луврским шарденовским "Скатом".
Но вернемся к показанной выше картине.
Процитирую каталог (статья Н.И. Грицай):
"В собрании Уолпола и на протяжении XVIII века в Эрмитаже картина значилась работой фламандского исторического живописца Мартина де Воса (1532-1603), которого ошибочно считали учителем Франса Снайдерса (1579-1657). Затем полотно приписали Симону де Восу (1603-1676)... Атрибуция как Мартину де Восу, так и Симону де Восу явилась, скорее всего, результатом неправильного прочтения подписи художника, к тому времени, вероятно, уже плохо различимой, а имя Пауля де Воса (1591/92 или 1595-1678) к XVIII веку оказалось забытым. Натюрморты и анималистические картины Пауля де Воса приписывали тогда, как правило, Франсу Снайдерсу".
В 40-е годы картину накатали на вал (что было связано с эвакуацией), а сняли только в 2015 году (!).
Продолжаю цитировать:
"... в процессе реставрации открылась не только прекрасная живопись, но и обнаружилась подпись Пауля де Воса...
Пауль де Вос никогда не датировал свои произведения, что создает немалые трудности для определения времени их создания. В данном случае датировать эрмитажное полотно помогает написанная Йордансом фигура повара, который, смеясь, демонстрирует зрителю битого зайца, выбранного им в кладовой дичи для приготовления".
Отмечается далее, что фигура повара имеет ближайшие аналогии в некоторых работах Йорданса, написанных в 1640-45 гг. Отсюда и датировка данной картины.
Я сам вижу сходство повара с одним из персонажей "Пира Клеопатры" (Эрмитаж; 1653) на нашей выставке:



(в капюшоне с поднятым указательным пальцем)

Очень близкий набросок (рисунок):



("Смеющийся мужчина в шутовском колпаке", Эрмитаж; ок. 1650)

Теперь посмотрим "Повара" по фрагментам.




С одной стороны, комическая сцена между кошкой, вылезающей из-под стола, и собакой, а с другой - истекающий кровью олень с мертвыми стеклянными глазами.




Олень и кабан тоже вызывают некоторые мифологические ассоциации. Олень показан так, что возникает мысль о Распятии (связь подобных изображений убитых животных с Распятием я почерпнул из упомянутого выше фильма о Шардене), но еще можно вспомнить Актеона, тем более, что рядом собака. Кабан (вепрь) тоже навевает мысль о мифе. Это миф о Мелеагре и Аталанте (Овидий. Метаморфозы, VIII, 431-36). И картину "Мелеагр и Аталанта" из Екатеринбургского музея изобразительных искусств мы тоже видим на выставке:




Это сравнительно ранняя работа - 1617-18 годы.
Вернемся, однако, к "Повару".




Ах, какой лобстер! Морское чудище, что тоже весьма мифологично. И еще: райские птички и рвущаяся к ним кошка как символ темных демонических сил (опять учимся понимать сложную символику натюрморта у авторов фильма про Шардена). Рай и Ад.






Повар, как видим, очень весел. Но может быть, это радость палача? Как-то прочитывается здесь невольно некая зловещая символика.
Я хотел всё уложить в один пост, но не получается. Сделаем перерыв.
Замечу только, что выставка работает до 30 ноября. Ажиотажа никакого нет.
_______________________

*Впрочем, в каталоге указано, что картина экспонируется только в Эрмитаже. То есть она и не должна была приезжать.

Йорданс, ГМИИ, Лувр, живопись, Шарден, Эрмитаж, Москва

Previous post Next post
Up