Одну из этих сонатин, иногда фигурирующих как "Шесть венских сонатин", а именно, 6-ю, я учил в детстве.
Сравнительно недавно в каком-то источнике, уже не помню в каком, я читал, что на самом деле это обработки, не принадлежащие Моцарту, его дивертисментов для трех духовых (трех бассетгорнов, но есть версии и для других составов).
Вчера нашел в сети
материал. Стоит прочитать, тем более, что написано очень лаконично.
В книге П. Луцкера и И. Сусидко эти сочинения упомянуты только в списке сочинений под номером К. 439b, или KAnh. 229.
Более подробная информация содержится в комментарии К. Саквы к переводу монографии Г. Аберта (часть 2, том 2, стр. 480).
Там, в частности, написано:
"Стилистическая близость дивертисментов к Шести ноктюрнам (канцонеттам) KV 436-439, KE 439a и KV 549 не оставляет сомнений в авторстве Моцарта. Для датировки нет надежных данных".
Всё же, как я понял, наиболее вероятным считается период с 1783 по 1785 г.
Далее в том же комментарии указано:
"В 1907 году Бруно Муджеллини [автор очень известной и интересной во многих отношениях редакции "Хорошо темперированного клавира" Баха. -АиБ] превратил их [т.е. 25 пьес для трех духовых, распределенных по 5 дивертисментам] в 6 фортепианных сонатин, в 1931 году за ним последовал Вилли Рерберг (Rehrberg), издавший аналогичное собрание у Шотта, затем Вацлав Капрал и другие. Эти издания в свою очередь становятся основаниями для новых трансформаций".
Какая именно "трансформация" представлена в советском издании 1962 года, сказать ничего нельзя, так как там, кроме нот, есть только фамилии редакторов каждой из сонатин. И вообще всё преподнесено как оригинальное моцартовское. Но общее число частей равно 21 (4+4+3+3+3+4), и изменены тональности. Исходно все дивертисменты написаны в B-dur'е. В статье, ссылка на которую дана выше, сказано, что при переработке текст Моцарта подвергся изменениям.
Все дивертисменты доступны на classic-online в разных исполнениях.
Я прослушал сейчас 1-й (ансамбль Э. де Варта, 3 бассетгорна, запись 1969 г.). Это очень милая музыка, но искать в ней какие-то глубины не стоит. Дивертисмент есть дивертисмент, хотя у Моцарта встречаются вещи в этом жанре, существенно выходящие за рамки развлекательной музыки. Самый поразительный пример - Дивертисмент для струнного трио Es-dur K. 563, глубочайшее среди всех камерных сочинений Моцарта.