Приступая к жизнеописанию героя моего, Алексея Федоровича Карамазова, нахожусь в некотором недоумении.
Достоевский
Вот и я, продолжая экскурсию по залам Национальной галереи Умбрии в Перудже, нахожусь в недоумении.
А дело вот в чем.
Две последние картины, показанные в предыдущем сообщении, находятся в очень красивом зале, называемом в электронном информационном стенде Залом Фарнезе:
Утверждается, что фрески на фризах, выполненные в 1547-48 гг. и приписываемые
Томмазо Бернабеи (прозванному Папачелло), а иногда
Латанцио Пагани, посвящены эпизодам
Шмалькаденской войны и участию в них герцога Пармы
Оттавио Фарнезе, внука папы Павла III. При этом в википедийной биографии герцога нет никакого упоминания о Шмалькаденской войне, а в статье про войну ничего не сказано про Оттавио Фарнезе.
В то же время информация в зале утверждает, что герцог Пармский командовал папскими армиями:
Но на соответствующей
странице сайта Key to Umbria сказано нечто совершенно иное. Там зал назван
Sala della Congregazione Governativa (Зал Правящей Конгрегации?), а также, по имени художника, la Sala del Papacello (Зал Папачелло), и утверждается, что на фресках показаны эпизоды междоусобных войн двадцатых годов 15 века и связаны эти эпизоды с жизнью кондотьера Браччо Фортебраччи, известного также под именем
Браччо да Монтоне.
Так что даны две взаимоисключающие интерпретации. Рыться в археологической пыли у меня охоты нет (да и времени тоже), и надеюсь, что знающие люди разрешат для себя эту дилемму.
Сами по себе фрески представляют, видимо, лишь исторический интерес, да и снимать их трудно.
Но покажу просто так:
Вот! Единственное, о чем я сейчас жалею, это то, что я каким-то странным образом прошляпил великолепную картину, не сфотографировав ее специально. И почему-то в Ключе не нашел ее описания, а также в других источниках, которые я использую.
Да и скульптуры не удостоились моего внимания.
"Пьету" Пьеро ди Козимо я показывал как раз.
Равно, как и "Поклонение волхвов" Капорали.
Весьма красив потолок:
Но пойдем дальше смотреть картины.
1. Фьоренцо ди Лоренцо. Рождество (1498; фреска)
К сожалению, следующая фреска не идентифицирована (и в Ключе не показана). Но возможно, это тот же художник (иногда я не снимал информационную табличку, если работа принадлежит тому же мастеру, что и предыдущая).
2. Фьоренцо ди Лоренцо(?). Мадонна с младенцем и святыми
Теперь смотрим прекрасную работу Пинтуриккьо.
Но, увы, снять ее было очень трудно из-за плохого освещения и сильных бликов. Но будут, худо-бедно, фотографии отдельных частей.
3. Бернардино ди Бетто, прозванный Пинтуриккьо (1454-1513). Пала из церкви S. Maria dei Fossi e degli Angeli
(рекомендую смотреть в увеличении на фликре)
Попробую, впрочем, немного высветлить:
Перейдем к фрагментам.
Замечательна композиция Благовещенья:
4.
5. Св. Августин
6. Св. Иероним в пустыне
7. Св. Августин и ребенок, который хочет вычерпать море ложкой
8. Пьета (Христос и ангелы)
В пределле, в кругах, изображены 4 евангелиста.
Еще два фрагмента:
9.
10.
(здесь надо всмотреться в фоновый пейзаж)
11. Пинтуриккьо. Св. Августин
12. Берто ди Джованни (мастер из Перуджи; упоминается с 1488 по 1529 г.). Пала Св. Иоанна Евангелиста
В великолепной по исполнению пределле представлены эпизоды жития святого, а частности, его пытки и воскрешение Друзианы (справа).
13.
14. Джузеппе Чезари, прозванный Кавальер д'Альпино (1568-1640). Копия картины Рафаэля "Снятие с креста", называемой
Deposizione Baglioni
15. Фрагмент
Ну что, знатоки! Вы отличите высококлассную копию от оригинала?
Кстати, оригинал Рафаэля находится в галерее Боргезе в Риме. И я его там не помню. Может быть, в тот день (22 июля 2014), когда мы там были, он отсутствовал.
16. Джованни Батиста Капорали (1476-1554). Пала Св. Иеронима (1510-15)
Этот художник был сыном Бартоломео Капорали, прекрасное "Поклонение волхвов" я показал в предыдущем сообщении.
17. Эузебио ди Якопо ди Кристофоро, прозванный Сан Джорджо (1480- после 1540). Поклонение волхвов (1505)
Нет, последней эта часть не получается. Еще немало работ, которые можно показать. Но всё же надеюсь в следующий раз закончить.
Скорее всего, картины Перуджино в музее я показывать не буду. Во-первых, потому, что несколько, на мой взгляд, самых интересных его работ я показал раньше (
здесь и
здесь), включая, помимо картин в галерее, превосходные росписи в меняльной конторе возле Дворца Приоров, во-вторых, эта тема очень хорошо
освещена у
sibeaster'a. В 4-й части уже этого сериала была показана замечательная "Пьета". Но в самом конце фликр-альбома, из которого взяты все выложенные в этом сериале фотографии, можно те картины Перуджино в галерее, которые я не выкладывал, посмотреть. Краткая информация там будет добавлена. Я также не показываю и не комментирую подробно гениальные алтари фра Анжелико и Пьеро делла Франческа, о которых в моем журнале тоже
шла речь.