Приступая к жизнеописанию героя моего, Алексея Федоровича Карамазова, нахожусь в некотором недоумении.
Достоевский
Вот и я, продолжая экскурсию по залам Национальной галереи Умбрии в Перудже, нахожусь в недоумении.
А дело вот в чем.
Две последние картины, показанные в предыдущем сообщении, находятся в очень красивом зале, называемом в электронном информационном стенде Залом Фарнезе:
![](https://farm8.staticflickr.com/7915/33388431708_97c9f4cf7f_c.jpg)
Утверждается, что фрески на фризах, выполненные в 1547-48 гг. и приписываемые
Томмазо Бернабеи (прозванному Папачелло), а иногда
Латанцио Пагани, посвящены эпизодам
Шмалькаденской войны и участию в них герцога Пармы
Оттавио Фарнезе, внука папы Павла III. При этом в википедийной биографии герцога нет никакого упоминания о Шмалькаденской войне, а в статье про войну ничего не сказано про Оттавио Фарнезе.
В то же время информация в зале утверждает, что герцог Пармский командовал папскими армиями:
![](https://farm8.staticflickr.com/7801/33388431778_bc7df437a3_c.jpg)
![](https://farm8.staticflickr.com/7869/32322335827_4c285b85ac_c.jpg)
Но на соответствующей
странице сайта Key to Umbria сказано нечто совершенно иное. Там зал назван
Sala della Congregazione Governativa (Зал Правящей Конгрегации?), а также, по имени художника, la Sala del Papacello (Зал Папачелло), и утверждается, что на фресках показаны эпизоды междоусобных войн двадцатых годов 15 века и связаны эти эпизоды с жизнью кондотьера Браччо Фортебраччи, известного также под именем
Браччо да Монтоне.
Так что даны две взаимоисключающие интерпретации. Рыться в археологической пыли у меня охоты нет (да и времени тоже), и надеюсь, что знающие люди разрешат для себя эту дилемму.
Сами по себе фрески представляют, видимо, лишь исторический интерес, да и снимать их трудно.
Но покажу просто так:
![](https://farm8.staticflickr.com/7906/46324968155_77acd4a441_c.jpg)
Вот! Единственное, о чем я сейчас жалею, это то, что я каким-то странным образом прошляпил великолепную картину, не сфотографировав ее специально. И почему-то в Ключе не нашел ее описания, а также в других источниках, которые я использую.
![](https://farm8.staticflickr.com/7871/47187393472_38178cd4d1_c.jpg)
Да и скульптуры не удостоились моего внимания.
![](https://farm8.staticflickr.com/7858/47187392402_a8ca3b5f62_c.jpg)
"Пьету" Пьеро ди Козимо я показывал как раз.
![](https://farm8.staticflickr.com/7904/46324965845_e4fe16a0e4_c.jpg)
Равно, как и "Поклонение волхвов" Капорали.
Весьма красив потолок:
![](https://farm8.staticflickr.com/7874/46324965165_1eec9198e9_c.jpg)
Но пойдем дальше смотреть картины.
1. Фьоренцо ди Лоренцо. Рождество (1498; фреска)
![](https://farm8.staticflickr.com/7846/46487391814_c1a3c3ea99_c.jpg)
К сожалению, следующая фреска не идентифицирована (и в Ключе не показана). Но возможно, это тот же художник (иногда я не снимал информационную табличку, если работа принадлежит тому же мастеру, что и предыдущая).
2. Фьоренцо ди Лоренцо(?). Мадонна с младенцем и святыми
![](https://farm8.staticflickr.com/7840/32267074607_7d3fb1e933_c.jpg)
Теперь смотрим прекрасную работу Пинтуриккьо.
Но, увы, снять ее было очень трудно из-за плохого освещения и сильных бликов. Но будут, худо-бедно, фотографии отдельных частей.
3. Бернардино ди Бетто, прозванный Пинтуриккьо (1454-1513). Пала из церкви S. Maria dei Fossi e degli Angeli
![](https://farm8.staticflickr.com/7834/47209327281_2f6a81d6d6_c.jpg)
(рекомендую смотреть в увеличении на фликре)
Попробую, впрочем, немного высветлить:
![](https://farm8.staticflickr.com/7888/47213153942_9d11ec7376_c.jpg)
Перейдем к фрагментам.
Замечательна композиция Благовещенья:
4.
![](https://farm8.staticflickr.com/7871/32323181147_14df3da896_c.jpg)
5. Св. Августин
![](https://farm8.staticflickr.com/7844/32267080717_4cab80680a_c.jpg)
6. Св. Иероним в пустыне
![](https://farm8.staticflickr.com/7814/47209327141_4f6239f242_c.jpg)
7. Св. Августин и ребенок, который хочет вычерпать море ложкой
![](https://farm8.staticflickr.com/7912/32267080447_9b67742896_c.jpg)
8. Пьета (Христос и ангелы)
![](https://farm8.staticflickr.com/7882/46485985824_5386dcf8a5_c.jpg)
В пределле, в кругах, изображены 4 евангелиста.
Еще два фрагмента:
9.
![](https://farm8.staticflickr.com/7858/46350653215_ea3157bebf_c.jpg)
10.
![](https://farm8.staticflickr.com/7809/32323304037_43bce52fd3_c.jpg)
(здесь надо всмотреться в фоновый пейзаж)
11. Пинтуриккьо. Св. Августин
![](https://farm8.staticflickr.com/7815/47209326951_abf206ce88_c.jpg)
12. Берто ди Джованни (мастер из Перуджи; упоминается с 1488 по 1529 г.). Пала Св. Иоанна Евангелиста
![](https://farm8.staticflickr.com/7879/46485991534_ef6fff5f9c_c.jpg)
В великолепной по исполнению пределле представлены эпизоды жития святого, а частности, его пытки и воскрешение Друзианы (справа).
13.
![](https://farm8.staticflickr.com/7898/47209326881_d0933e64af_c.jpg)
14. Джузеппе Чезари, прозванный Кавальер д'Альпино (1568-1640). Копия картины Рафаэля "Снятие с креста", называемой
Deposizione Baglioni![](https://farm8.staticflickr.com/7844/47209326841_438fa291ef_c.jpg)
15. Фрагмент
![](https://farm8.staticflickr.com/7900/46485991234_b3528840c0_c.jpg)
Ну что, знатоки! Вы отличите высококлассную копию от оригинала?
Кстати, оригинал Рафаэля находится в галерее Боргезе в Риме. И я его там не помню. Может быть, в тот день (22 июля 2014), когда мы там были, он отсутствовал.
16. Джованни Батиста Капорали (1476-1554). Пала Св. Иеронима (1510-15)
![](https://farm8.staticflickr.com/7916/46485991054_243ea5baca_c.jpg)
Этот художник был сыном Бартоломео Капорали, прекрасное "Поклонение волхвов" я показал в предыдущем сообщении.
17. Эузебио ди Якопо ди Кристофоро, прозванный Сан Джорджо (1480- после 1540). Поклонение волхвов (1505)
![](https://farm8.staticflickr.com/7824/47209326491_920cb26e7c_c.jpg)
Нет, последней эта часть не получается. Еще немало работ, которые можно показать. Но всё же надеюсь в следующий раз закончить.
Скорее всего, картины Перуджино в музее я показывать не буду. Во-первых, потому, что несколько, на мой взгляд, самых интересных его работ я показал раньше (
здесь и
здесь), включая, помимо картин в галерее, превосходные росписи в меняльной конторе возле Дворца Приоров, во-вторых, эта тема очень хорошо
освещена у
sibeaster'a. В 4-й части уже этого сериала была показана замечательная "Пьета". Но в самом конце фликр-альбома, из которого взяты все выложенные в этом сериале фотографии, можно те картины Перуджино в галерее, которые я не выкладывал, посмотреть. Краткая информация там будет добавлена. Я также не показываю и не комментирую подробно гениальные алтари фра Анжелико и Пьеро делла Франческа, о которых в моем журнале тоже
шла речь.