Снова несколько картин под титлом "Живопись":
1. 1949 г.
2. Для Эмили Фернандес Миро.
Эта работа особенно прекрасна.
Картины, в которых художник стремился создать некий живописный эквивалент поэзии.
3.
4.
5. Поэма. 1968
Как написано в музейной аннотации, название, Стихотворение (или Поэма), устанавливает четкую рамку для интерпретации. Живописное пространство символизирует чистый лист, на котором возникают некие знаки, линии, пятна, и даже две буквы как возможное начало стихотворного текста.
Тут я по ассоциации вспоминаю фильм Феллини "Otto e mezzo" ("8 1/2"), когда уже почти в конце критический критик Рамье говорит главному герою, кинорежиссеру Гвидо (в исполнении великого Марчелло Мастроянни): "Вспомним хвалу, воздаваемую Малларме чистому листу бумаги!".
6. Золотое и синее. 1967
7. Женщины и птицы. 1973
Вот здесь заметно влияние японской живописи, которой Миро одно время увлекался.
Сюжет "Женщины и птицы" вообще постоянно фигурирует в искусстве Миро.
8. Женщина и птица. 1973
9. Птицы в полдень. 1970
10. Ночной пейзаж. 1974
Цикл картин под названием "Антиживопись" ("Antipintura"). О концепции антиживописи у Миро я подробнее рассказывал
раньше.
11.
12.
13.
14.
Это поздний Миро (70-е годы).
А дальше мы видим совершеннейшую радость жизни. Как на одной картине Пикассо с таким названием - Joie de vivre:
(взято из Артхива).
У Миро это произведения, которые характеризуются словом sobreteixim, т.е., буквально, "на ткани".
В барселонском музее - два огромных занавеса:
15. Занавес для здания фонда. 1979
16.
17. Sobreteixim с восемью зонтами. 1973
Да, так и надо воспринимать это искусство: как демонстрацию радости жизни и, одновременно, смех. Смех над убогим воображением, о чем я как-то
написал сразу после посещения музея Пикассо в Малаге.
Кстати, понятно, почему тоталитарные режимы так ненавидят новое искусство ("абстрактную", как принято - неверно! - выражаться, живопись в том числе). Это искусство разрушает ту благостную картинку, которую эти режимы втирают своим подданным. А превознося классику, власти и обслуживающие их идеологи не понимают внутреннего трагизма и дисгармонии гармоничных классиков.
Но смотрим дальше.
18.
19.
20.
21.
Возвращаемся к живописи.
22. Руки, летящие к созвездиям. 1974
23.Каталанский крестьянин при свете луны. 1968
Скульптура:
24. Любовники, играющие с цветами миндаля. 1975
25. Женщина и птица. 1969
И опять "Женщина и птица". Но мне эта бронзовая скульптурка напоминает больше какое-то страшное насекомое; вроде того, которое приснилось несчастному Ипполиту в "Идиоте" Достоевского.
Монохромное полотно на ту же тему:
26. Женщины и птицы. 1979
27. (Человеческая) фигура и птица. 1968
28.
Выйдем на террасу.
Вернемся к картинам.
29. Женщина и птица. 1968
30.
Похоже на птицу, но на самом деле это чей-то портрет.
31. Солдат. 1974
32. Женщина со спиннингом. 1974
33. Пантагрюэль. 1979
34. Египтянин. 1979
Вот и всё.
Погуляв по парку Монжуик,
при спуске к площади Испании, зацепим взглядом архитектурный шедевр Пуч-и-Кадафалка:
PS. Пока писал тут про музей Миро, так этим художником проникся, что решил еще продолжить писать о нем. Покажу (скорее всего на следующих выходных) экспозицию Центра Помпиду в Малаге.
PPS. Еще раз напомню, что все фотографии из музея можно посмотреть в
альбоме на фликре.