Продолжим.
Посмотрим на некоторые предметы туалета: зеркала, футляры, маленькие визочки, а также изящные книги стихов и молитвенники:
Это артефакты времени
каджарской династии (поздний 18 век, Персия).
***
А теперь нечто совсем в ином духе.
Это вышитое покрывало на дверь священной Каабы (19 век, Оттоманская Порта).
Синяя полоска - отражение освещения в стекле витрины. Никак нельзя было избавиться.
Но какое шитьё!
А это огромный, с вышитой арабской вязью, пояс, опоясывающий куб Каабы:
И это 19 век.
Необычные экспонаты разных лет, в которых описывается внешность пророка Мухаммеда:
Приглядимся к деталям:
Последний памятник приписан каллиграфу по имени Йесарзаде Мустафа Иззет Эфенди, причем стоят даты 1227/1812-13. Что это значит? Полагаю, что писалось это на протяжении многих веков и указан последний приложивший руку.
Отпечаток стопы Пророка:
Каллиграфическая плита оттоманской эпохи, в которой названы
10 сподвижников Пророка, которым, по словам Пророка, уготован Рай:
Маленькие сосудики с клочками бороды Пророка:
А теперь перейдем в зал ковров, где можно видеть памятники искусства ковроткачества с 15 по 17 век.
(ковер и его отражение в вертикально-наклонном зеркале)
В этом же зале несомненный интерес представляют памятники сельджукского государства в Анатолии (т.е. азиатской Турции). Период с 1075 по 1308 гг.
Сфинкс (13 век):
Грифоны (13 век):
Большой грифон (12-13 вв.):
Деревянные ставни (Конья, 14 век):
Двустворчатая деревянная дверь (Караман, 15 век):
Могильные камни (13 век):
Еще несколько кадров.
Ферман султана
Мустафы III:
Деревянные шкафы (кабинеты, секретеры) 16 века:
И вот такая изумительная книга, в которой собраны молитвы, описана история ислама и оттоманской империи (993-1583). Приготовлена для султана
Мурада III каллиграфом Сеидом Локманом Ашури:
Никак не могу толковать исламскую символику. Но разве тут не Эдем показан? И Змей, притаившийся у дерева. Всё диалектично.
Всё, можно закончить. Выйдем во дворик:
Голубая мечеть смотрится отсюда весьма эффектно:
That's all.