Мечети Стамбула - 5

Aug 23, 2018 21:09

На последнем кадре предыдущего сообщения показана именно мечеть Фатих; к ней мы подходим.
Речь о ней уже шла в первом выпуске, посвященном мечетям Стамбула. Там же я показал ее интерьер, самый роскошный из всех перечисленных до сих пор мечетей.
Но по дороге к ней мы увидим акведук, называемый акведуком Валента:









Вот что написано о нем в путеводителе В. Максвелл:
"Величественно возвышаясь над оживленным бульваром Ататюрка, этот акведук, выполненный из песчаника, по праву может считаться одним из самых выразительных символов города. Строительство акведука было начато по приказу императора Валента и завершено в 378 г. Акведук связал третий и четвертый холмы города и доставлял воду в цистерну на площади Бейязыт (BeyazIt MeydanI), заканчиваясь у Большого дворца Константинополя.
Акведук являлся частью сложной водопроводной системы, доставлявшей воду с севера города и соединяющей около 250 км водных каналов, 30 мостов и более 100 цистерн, расположенных внутри городских стен, что делало ее одним из величайших достижений гидравлической инженерии древних времен. После Завоевания [Константинополя Османами в 1453 г.] по акведуку доставлялась вода во дворцы Эски (Старый) и Топкапы" (с. 97-98).
Мы еще подойдем к нему ближе по пути к монастырю Пантократора, а сейчас посмотрим на великолепный и выразительный памятник Мехмеду Фатиху (Завоевателю):
















Теперь напомню всё же один интерьерный кадр мечети




и покажу несколько кадров дворика и внешнего вида:






Заметьте снова: фонтан имеет совсем другой вид, чем в мечетях Сулеймана и Шехзаде Мехмет.






Обратите внимание на фигуру женщины в парандже. В памяти осталась такая "мизансцена": на фоне белых стен мечети идет женщина в черной парандже, развевающейся на ветру. Мизансцена эта, к сожалению, не была сфотографирована, но последний кадр позволяет представить нечто в этом духе. Конечно, ничего подобного в европейских городах мы не увидим (хотя географически мы, в этом районе Стамбула, в Европе; все основные достопримечательности как раз и находятся в европейской части города). По ходу дела замечу, что большинство женщин в городе носят как минимум хиджаб, но много и в паранджах, хотя ни разу не видели такую, чтобы все лицо было закрыто. Глаза и верхняя часть носа открыты. При этом, женщины, даже пожилые, в таких одеждах выглядят очень элегантно, носят такое платье с непревзойденным изяществом. Через плечо (у молодых) обычно перекинута красивая дамская сумочка. Замечу также, что еще Ататюрк отменил обязательное ношение паранджи. Можно сейчас встретить женщин, преимущественно молодых, одетых по-европейски. Мужчины же очень редко попадаются в восточном костюме (длинный халат, феска или небольшой тюрбан).






Зайдем теперь в большой расположенный рядом рынок.






















В путеводителе Максвелл он назван Женским рынком (kadınlar Pazarı - Кадынлар Пазары). Оказывается, в турецком языке по крайней мере два слова обозначают "женщину": kadın и bayan, но второе, насколько я понял, обозначает скорее "даму". И женские заведения разного рода в городе обозначены именно словом bayan или bayanlar (а мужчины словом bay).
Может быть, нелишне здесь отметить одну особенность турецкой орфографии: буква i обозначает тот же звук, что и наше "И", тогда как латинское I без точки (большое и маленькое) обозначает звук, который близок к звуку, обозначаемому буквой "Ы". Над заглавным i (с точкой) точка обязательно ставится. Так что к турецкому современному письму (латиницей) известное английское наставление "Dot your "i"-s and cross your "t"-s" не подходит в первой части (т.е. не над всеми i надо ставить точки).
Удаляемся от мечети Фатих





(Здесь видны, кажется, некие бани)












И придется сделать еще одну паузу, надеюсь, последнюю в этой серии. В следующий раз уже непременно дойдем до церкви монастыря Пантократора (тоже превращенной в мечеть, но сохранившей внешние контуры византийского храма) и на высокой террасе одного кафе завершим прогулку.

в других сетях, facebook, Испания, Стамбул, Сеговия, путешествия, Турция, Стамбул_мечети

Previous post Next post
Up