Сначала несколько общих планов.
![](https://farm1.staticflickr.com/904/41734567992_f188dc4411_c.jpg)
(центральный неф - вид на главный алтарь)
![](https://farm1.staticflickr.com/949/41058161834_c06d223eeb_c.jpg)
(центральный неф - вид от главного алтаря)
![](https://farm1.staticflickr.com/866/41734567382_ff4f3ff51e_c.jpg)
(правый неф)
![](https://farm1.staticflickr.com/830/41058162144_d8f7d83651_c.jpg)
(левый неф)
![](https://farm1.staticflickr.com/832/41058293284_d7e0e0a800_c.jpg)
(левый неф - вид от пресвитерия; фото сына, и в этом сообщении фотографии частично его)
![](https://farm1.staticflickr.com/963/39968263980_d666151213_b.jpg)
Перед пресвитерием наверху находится подлинное Распятие 14 века, которое, как и Gabelkreuz в S. Maria im Kapitol, называется Crucifixus Dolorosus, и поражает своими трагически-натуралистическими деталями.
![](https://farm1.staticflickr.com/965/41058294204_d7a96ab863_b.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/948/41734571342_8eb34c66c4_c.jpg)
Посмотрим фотографию с
сайта романских церквей Кёльна:
![](https://ic.pics.livejournal.com/abel/9921721/650211/650211_1000.jpg)
Фотография из википедии:
![](https://farm1.staticflickr.com/957/41094469904_5a74989674_b.jpg)
Над конхой можно видеть фреску Распятия (14-15 век):
![](https://ic.pics.livejournal.com/abel/9921721/651262/651262_1000.jpg)
(фото с сайта романских церквей)
Такой же мрачной трагически-натуралистической экспрессией пронизано и изображение тела снятого с креста Иисуса на Пьете 15 века:
![](https://farm1.staticflickr.com/870/26907436367_341e9cb309_c.jpg)
Вспоминаем Достоевского: впечатление князя от копии картины Гольбейна в доме Рогожина.
Если же вернуться к фотографии с Распятием, то на переднем плане можно увидеть аналой в виде орла.
Это медное изваяние датируется 15 веком (сам орел), а основание с маленькими львами внизу сделано уже в 19 веке.
![](https://ic.pics.livejournal.com/abel/9921721/650362/650362_1000.jpg)
(фото с сайта романских церквей)
Теперь немного о главном алтаре.
![](https://farm1.staticflickr.com/969/41058167624_1eb35f176c_c.jpg)
Его история очень сложна и за подробностями отсылаю к
немецкой википедии.
Рака с мощами Св. Северина сделана была в начале 19 века, так как оригинал пустили в переплавку для военных нужд в 1798 г. во время наполеоновской оккупации. В 1888 г. скульптор Фридрих Вильгельм Менгельберг построил неороманский главный алтарь, куда и поставили реликварий с мощами титульного святого церкви. Менгельберг сделал также 4 бронзовых рельефа, на которых были изображены сцены из жизни святого, а именно: проповедь Св. Северина, Св. Северин слышит хор ангелов в момент смерти
Св. Мартина Турского, смерть Св. Северина, процессия с мощами Св. Северина.
Можно взглянуть на фотографию 1895 г., чтобы получить хотя бы отдаленное представление о всей неороманской роскоши главного алтаря (фото из википедии):
![](https://farm1.staticflickr.com/827/41094516284_bb5e1a8b49_c.jpg)
Как видно, от всего окружения мощей святого почти ничего не осталось (уничтожено во время 2-й мировой войны), восстанавливать этот неороманский "контекст" почему-то не стали, но сохранилась средневековая подставка с живописью (14 век). Что-то можно рассмотреть, увеличив мою фотографию выше. Но тут как раз уместно заметить, что в пресвитерий праздношатающихся туристов не пускают (молодой человек, сидящий при входе, чрезвычайно вежливо ответил мне отказом на вопрос, можно ли войти в пресвитерий, чтобы подробно осмотреть хоры со скамьями 13 века и весьма интересной живописью, о которой речь еще пойдет).
К числу наиболее древних произведений искусства в церкви следует отнести Мадонну с младенцем, скульптуру, выполненную в 13 веке (точнее, 1280/90 гг.):
![](https://farm1.staticflickr.com/946/26907433717_ca58b15eea_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/824/41780345101_056f1a8322_c.jpg)
К счастью, ее не стали раскрашивать в более поздние времена.
Фотография с сайта романских церквей:
![](https://ic.pics.livejournal.com/abel/9921721/650588/650588_1000.jpg)
Теперь о живописи пресвитерия, которую мы с сыном кое-как снимали на зуме.
Наиболее интересна правая сторона с картинами 1500 г., где представлены сцены жития Св. Северина:
![](https://farm1.staticflickr.com/946/41734570512_a57683d189_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/954/41058158274_531525533c_c.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/948/41058293624_862ba84281_z.jpg)
(у сына, пожалуй, получше вышло)
Тут также видно большое "рондо" "Коронование Марии". Даже на сайте романских церквей о нем ничего не написано (sic!), но я могу предположить, что это конец 19 века (модерн). Можно посмотреть фото с сайта:
![](https://farm1.staticflickr.com/944/41811052421_8cd5bbec70_o.jpg)
Ах, как жалко, что нельзя было подойти близко к картинам последнего года 15 века и всмотреться в детали, в изумительные фоновые пейзажи, характерные для живописи той эпохи...
Приведу три фотографии с сайта романских церквей:
![](https://farm1.staticflickr.com/864/40912485035_4512290c37_z.jpg)
(здесь, видимо, изображена процессия с мощами усопшего святого)
![](https://farm1.staticflickr.com/974/41811052281_bbb1159b6d_z.jpg)
(служители церкви вокруг мощей святого)
![](https://farm1.staticflickr.com/976/40912484885_3136c2aea7_z.jpg)
(на этом, совершенно "итальянском", фрагменте удивительны золотые волосы и красная шапочка; я не сразу понял, что это фрагмент первой картины, повернутой на 180 гр.)
Доступен для осмотра и замечательный триптих, в котором центральная композиция - "Тайная вечеря":
![](https://farm1.staticflickr.com/864/26907435447_433fc39424_z.jpg)
Здесь даже известно имя художника - Варфоломей Брейн (1493 - 1555). Картина датируется 1550-55 гг.
Дам
ссылку на страницу сайта романских церквей и покажу фото оттуда:
![](https://ic.pics.livejournal.com/abel/9921721/650764/650764_1000.jpg)
Моя фотография, к сожалению, не очень удачна.
Что касается картин левой стороны пресвитерия, они посвящены житию
Св. Бруно Кёльнского и написаны П. Шмитцем (P.J. Schmitz) в 1753-54 гг.
![](https://farm1.staticflickr.com/830/41775771141_365fd3b8d0_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/945/26907433057_1b03aa28df_z.jpg)
Сильно бликует, но что-то рассмотреть можно. Дам ссылки на две страницы сайта романских церквей:
"Облачение Св. Бруно" и "
Св. Бруно и говорящий труп".
Замечу, что теперь все картины Шмитца висят слева - вопреки схеме расположения экспонатов на сайте романских церквей.
Еще картины левой стороны, о которых ничего не удалось узнать:
![](https://farm1.staticflickr.com/979/26907435127_438dda6d60_z.jpg)
Думаю, что тоже где-то начало 16 века.
В церкви много эпитафий с картинами и рельефами весьма высокого качества. Эпитафии эти, как я понял, посвящены влиятельным и богатым горожанам и церковным иерархам. Показываю их без комментариев, так как почти никакой информации о них в тех двух источниках, на которые я опираюсь, нет.
![](https://farm1.staticflickr.com/981/39968158580_d0ee2735fd_z.jpg)
(витраж 16 века)
![](https://farm1.staticflickr.com/982/41058168734_a44f5a7427_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/963/41775773851_f36e2c1ce2_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/953/26907434167_704844b17a_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/958/41734569142_54fdb51a2d_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/973/40876589625_9d9a78070c_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/976/41734568492_075b3c7ed9_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/976/40876589165_17ef093fe0_z.jpg)
(прекрасная "Тайная вечеря")
![](https://farm1.staticflickr.com/954/40876588825_b4ea479476_z.jpg)
Купель (полагаю, что подлинная средневековая):
![](https://farm1.staticflickr.com/978/41734566572_47753d5157_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/943/41058161414_8906096e3a_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/957/41058290794_6d59f36824_z.jpg)
И вот такие чудесные напольные мозаики:
![](https://farm1.staticflickr.com/903/41058167064_400924b1a7_z.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/952/26907434497_1697ed8602_z.jpg)
Всё! За бортом остались некоторые фотографии (их мало), но, войдя во фликр, желающие могут их досмотреть ("Желающим разрубим рыло", - как было написано на каком-то сельском рынке).
***
Мне осталось показать более подробно интерьер базилики Св. Гереона, о котором уже кое-что написано ранее (см. по ссылкам под сообщением), и тогда я смогу наконец поставить точку в своих кёльнских беглых заметках. Правда, может, и не жирную.