Кёльн: интерьер S. Severin

May 01, 2018 14:08

Сначала несколько общих планов.



(центральный неф - вид на главный алтарь)



(центральный неф - вид от главного алтаря)



(правый неф)



(левый неф)



(левый неф - вид от пресвитерия; фото сына, и в этом сообщении фотографии частично его)




Перед пресвитерием наверху находится подлинное Распятие 14 века, которое, как и Gabelkreuz в S. Maria im Kapitol, называется Crucifixus Dolorosus, и поражает своими трагически-натуралистическими деталями.






Посмотрим фотографию с сайта романских церквей Кёльна:




Фотография из википедии:




Над конхой можно видеть фреску Распятия (14-15 век):



(фото с сайта романских церквей)

Такой же мрачной трагически-натуралистической экспрессией пронизано и изображение тела снятого с креста Иисуса на Пьете 15 века:




Вспоминаем Достоевского: впечатление князя от копии картины Гольбейна в доме Рогожина.
Если же вернуться к фотографии с Распятием, то на переднем плане можно увидеть аналой в виде орла.
Это медное изваяние датируется 15 веком (сам орел), а основание с маленькими львами внизу сделано уже в 19 веке.



(фото с сайта романских церквей)

Теперь немного о главном алтаре.




Его история очень сложна и за подробностями отсылаю к немецкой википедии.
Рака с мощами Св. Северина сделана была в начале 19 века, так как оригинал пустили в переплавку для военных нужд в 1798 г. во время наполеоновской оккупации. В 1888 г. скульптор Фридрих Вильгельм Менгельберг построил неороманский главный алтарь, куда и поставили реликварий с мощами титульного святого церкви. Менгельберг сделал также 4 бронзовых рельефа, на которых были изображены сцены из жизни святого, а именно: проповедь Св. Северина, Св. Северин слышит хор ангелов в момент смерти Св. Мартина Турского, смерть Св. Северина, процессия с мощами Св. Северина.
Можно взглянуть на фотографию 1895 г., чтобы получить хотя бы отдаленное представление о всей неороманской роскоши главного алтаря (фото из википедии):




Как видно, от всего окружения мощей святого почти ничего не осталось (уничтожено во время 2-й мировой войны), восстанавливать этот неороманский "контекст" почему-то не стали, но сохранилась средневековая подставка с живописью (14 век). Что-то можно рассмотреть, увеличив мою фотографию выше. Но тут как раз уместно заметить, что в пресвитерий праздношатающихся туристов не пускают (молодой человек, сидящий при входе, чрезвычайно вежливо ответил мне отказом на вопрос, можно ли войти в пресвитерий, чтобы подробно осмотреть хоры со скамьями 13 века и весьма интересной живописью, о которой речь еще пойдет).
К числу наиболее древних произведений искусства в церкви следует отнести Мадонну с младенцем, скульптуру, выполненную в 13 веке (точнее, 1280/90 гг.):






К счастью, ее не стали раскрашивать в более поздние времена.
Фотография с сайта романских церквей:




Теперь о живописи пресвитерия, которую мы с сыном кое-как снимали на зуме.
Наиболее интересна правая сторона с картинами 1500 г., где представлены сцены жития Св. Северина:







(у сына, пожалуй, получше вышло)

Тут также видно большое "рондо" "Коронование Марии". Даже на сайте романских церквей о нем ничего не написано (sic!), но я могу предположить, что это конец 19 века (модерн). Можно посмотреть фото с сайта:




Ах, как жалко, что нельзя было подойти близко к картинам последнего года 15 века и всмотреться в детали, в изумительные фоновые пейзажи, характерные для живописи той эпохи...
Приведу три фотографии с сайта романских церквей:



(здесь, видимо, изображена процессия с мощами усопшего святого)



(служители церкви вокруг мощей святого)



(на этом, совершенно "итальянском", фрагменте удивительны золотые волосы и красная шапочка; я не сразу понял, что это фрагмент первой картины, повернутой на 180 гр.)

Доступен для осмотра и замечательный триптих, в котором центральная композиция - "Тайная вечеря":




Здесь даже известно имя художника - Варфоломей Брейн (1493 - 1555). Картина датируется 1550-55 гг.
Дам ссылку на страницу сайта романских церквей и покажу фото оттуда:




Моя фотография, к сожалению, не очень удачна.
Что касается картин левой стороны пресвитерия, они посвящены житию Св. Бруно Кёльнского и написаны П. Шмитцем (P.J. Schmitz) в 1753-54 гг.






Сильно бликует, но что-то рассмотреть можно. Дам ссылки на две страницы сайта романских церквей:
"Облачение Св. Бруно" и "Св. Бруно и говорящий труп".
Замечу, что теперь все картины Шмитца висят слева - вопреки схеме расположения экспонатов на сайте романских церквей.
Еще картины левой стороны, о которых ничего не удалось узнать:




Думаю, что тоже где-то начало 16 века.
В церкви много эпитафий с картинами и рельефами весьма высокого качества. Эпитафии эти, как я понял, посвящены влиятельным и богатым горожанам и церковным иерархам. Показываю их без комментариев, так как почти никакой информации о них в тех двух источниках, на которые я опираюсь, нет.



(витраж 16 века)















(прекрасная "Тайная вечеря")




Купель (полагаю, что подлинная средневековая):








И вот такие чудесные напольные мозаики:






Всё! За бортом остались некоторые фотографии (их мало), но, войдя во фликр, желающие могут их досмотреть ("Желающим разрубим рыло", - как было написано на каком-то сельском рынке).
***
Мне осталось показать более подробно интерьер базилики Св. Гереона, о котором уже кое-что написано ранее (см. по ссылкам под сообщением), и тогда я смогу наконец поставить точку в своих кёльнских беглых заметках. Правда, может, и не жирную.

Кёльн, путешествия, Париж, Германия, Достоевский, Франция

Previous post Next post
Up