1) Миланская мадонна
(фото с сайта собора)
Читаем уже не раз процитированную тут брошюру Б. Шок-Вернер:
"В 1164 году император из династии Гогегштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кёльнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трех волхвов, привезенные им в Кёльн из Милана".
Взглянем на эти мощи вскользь:
Напомню, что без специальной экскурсии приблизиться к саркофагу нельзя (да и экскурсия, как я видел, не очень-то близко к нему подпускается).
Но читаем дальше:
"Помимо реликвий трех волхвов архиепископ Райнальд Дассенский привез из Милана в Кёльн и резное изображение Мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей вероятности, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение Богоматери, на которое было перенесено название "Миланской Мадонны".
То место, где сейчас находится статуя, было отведено для нее только в 19 веке. Тогда же были сделаны скипетр и обе короны. И раскрашена статуя тоже в 19 веке (хотя есть основания полагать, что и средневековая скульптура была полихромной). Но в целом статую Миланской Мадонны следует считать одним из лучших творений зрелой готики.
Покажу свои фотографии:
И посмотрим на главный алтарь от капеллы Богоматери, где находится Миланская Мадонна:
Эта великолепная работа датируется 1310 годом и является одним из крупнейших алтарей средневековья.
2) Распятие Геро (Gero-Kreuz)
Тоже сначала покажу фотографию с сайта собора:
Предоставим опять слово г-же Шок-Вернер:
"Этот двухметровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969-976), доверенным лицом и посланником императора Отто I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты еще не были известны в Европе.
Особенность этого Распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростерто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчетливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображен не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая принесет избавление человеческому роду. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий Распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене" (с).
Покажу свои фотографии:
(здесь следует обратить внимание не только на Распятие, но и на фреску на колонне)
Интересно и окружение Распятия Геро:
На переднем плане мы видим один из многочисленных саркофагов собора, но вот кто под ним похоронен, я не смог узнать (на сайте собора почему нет специального раздела, посвященного захоронениям, но возможно, что я не разобрался). А в перспективе - очень необычное надгробие архиепископа Энгельберта I, датируемое 1665 г. Необычность этой скульптуры состоит в позе усопшего: он словно отдыхает, облокотившись на руку. Ангел, будто бы готовый помочь встать человеку, позволяет предположить, что умершего ожидает скорое воскресение.
Надгробие же самого Геро находится в южной стороне на выходе из деамбулатория в часовне Св. Стефана. Я снимал (через ограждение эту часовню, но рассмотреть саркофаг Геро таким образом невозможно - он в середине капеллы за решеткой).
Другие фотографии капеллы:
Эта небольшая статуя Мадонны привлекла мое внимание.
На последней фотографии мы видим памятник и настенную эпитафию архиепископа Адольфа Шауенбургского, умершего в 1556 г. К сожалению, фотография низкого качества и в увеличении расплывается.
3) Витраж Св. Петра
Это, пожалуй, единственный витраж (1507-1509 гг., работа кёльнских мастеров), фотография которого у меня получилась:
Его полное название "Св. Петр и родословная Христа" (т.е. Древо Иессеево).
Витраж подарен собору архиепископом Филиппом Даунским. Он изображен стоящим на коленях в окружении Св. Петра и Св. Себастьяна (центральные поля второго и третьего яруса снизу). Показаны фамильные гербы его предков. Правая сторона показывает Дерево Иессеево: оно произрастает из лежащего внизу праотца, а не ветвях изображены библейские цари.
В левой стороне (сверху и до гербов) показаны сцены из жизни апостола Петра. В частности, очень выразительное мастерское "Хождение по водам" ("Маловерный! Зачем ты усомнился?" - Мф: 14, 28-32). Ему противостоит (внизу справа над гербами) распятие на опрокинутом кресте.