31 января, среда (Археологический музей: часть 1)
Национальный Археологический музей Неаполя - один из самых грандиозных музеев из всех, что я посетил в своей жизни. И застрянем мы тут надолго ("Садитесь! Я долго буду говорить".). В первых двух частях будет только скульптура, потом мозаики и фрески (тоже одним выпуском, боюсь, не обойдется).
Но сперва посмотрим в утреннем свете на окрестности нашего отеля.
Эта великолепная труба служила нам ориентиром: поворачивать к гостинице надо было напротив нее.
Вулкан пока как-то виден:
А это благоустроенный бомжатник у метро Cavour, совсем рядом с музеем, куда мы направляемся:
И фонтан. В общем, все бытовые удобства.
И...
Громовержец. Он известен под названием "Гигант из дворца"(Gigante di Palazzo). Происходит из форума Кумы (
Cumae), 1-2-й вв. н.э., тассосский мрамор.
Гигантская голова императора Тита:
(Рим, храм династии Флавиев, ок. 95 г. н.э.)
Великолепный всадник:
Кто-то едет к смертной победе...
Это
Марк Ноний Бальбус из Геркуланума. Статуя героя стоит в Геркулануме на террасе Нония Бальбуса. Мы ее еще увидим.
Заглянув во дворик, мы вернулись в вестибюль и увидели гигантскую конную голову, изваянную Донателло:
Войдем теперь в залы музея.
И первое, что мы видим - это коллекция Фарнезе, коллекция античной скульптуры, происходящая из дворца Фарнезе в Риме. Ее историю можно прочитать на стенде,
фотографию которого я поместил на фликре (специально, чтобы можно было прочитать всё в увеличении).
Это рельефы из храма Адриана в Риме, который я тут не раз показывал.
Украшения Дома Флавиев в Риме:
На
фликре, как и
описание на табличке.
(Sorry: текст почти не виден даже в увеличении, а отдельно я табличку не снял.)
Идем дальше.
("Сидящий Аполлон с лирой", 2 век)
(Во какие тапочки!)
Но ведь можно подумать, что это женщина! Бог-андрогин.
Речное божество (часть фонтана, 2 век):
А это разве на Король-Солнце?
Нет, это тоже речной бог.
Часть горельефа с изображением божества, именуемого Зевс-Аммон (2 век):
Еще посмотрим на речных богов:
Дионис:
(поздняя, конца 2 века, копия оригинала 4 в. до н.э.)
Бог веселый винограда
Позволяет нам три чаши
Выпивать в пиру вечернем.
Первую во имя граций,
Обнаженных и стыдливых,
Посвящается вторая
Краснощекому здоровью,
Третья дружбе многолетной.
Мудрый после третьей чаши
Все венки с главы слагает
И творит уж возлиянья
Благодатному Морфею.
Антиной:
И темные ресницы Антиноя вдруг поднялись...
Эрос:
Статуя Эроса также есть римская копия (конец 2 века) греческого оригинала 4 в. до н.э., приписываемого Праксителю.
Снова мужеженственный Аполлон Кифаред:
(Скульптор Тимаркидес, 179 г., материал -
граувакка)
Сатир и маленький Дионис (2 век):
Ганимед:
Статуи преимущественно все 2 века.
Старый козлоногий сатир и Дионис:
И тогда гремят тимпаны, ибо, сняв покровы таинств,
Открывается народу в шуме празднеств Дионис.
Следом толпы козлоногих и Силена зверь ушастый.
Попирается стыдливость, попирается закон.
Дионис и Эрос:
А это одна из самых знаменитых скульптур - "Двое Тираникидов":
Дам ссылку на
итальянскую википедию, где подробно описана история этой скульптурной группы.
И здесь разумно сделать перерыв.