29 января, понедельник (Porta Pia)
Этот день был совершенно восхитительным. Погода! Тепло, мягко, солнечно... Как у нас в теплом апреле (а то и в мае).
Покажу сразу вид с обзорной площадки на Авентине:
Первую фотку загружу на
фликр, чтобы можно было по ней "полетать".
Но я должен вернуться к естественному течению времени.
День наш оказался многосоставным.
Сперва мы решили пойти к
Воротам Пия (Porta Pia), куда раньше никто из нас не ходил. А ведь это совсем рядом с отелем, где мы жили. Эти ворота интересны, во-первых тем, что это последний архитектурный проект Микеланджело, а также тем, что они построены взамен старых Номентанских ворот, которые постоянно упоминаются, например, в романе Сенкевича "Quo vadis?". Через них первые христиане выходили на Номентанскую дорогу, отправляясь в места своих тайных собраний:
- <...>Христиан в Риме тысячи, и не все друг друга знают. Но завтра к ночи соберутся в Остриане братья и сестры, все до единого, потому что прибыл в Рим великий апостол Христов и будет там поучать, - там братья укажут мне Главка.
- В Остриане? - спросил Хилон. - Это, кажется, за городскими воротами? Братья и сестры? Ночью? За воротами, в Остриане?
- Да, отче. Там наше кладбище, между Соляной дорогой и Номентанской. А ты разве не знал, что там будет поучать великий апостол?
(Г. Сенкевич. Quo vadis?, гл. 17)
Раз уж речь зашла о Сенкевиче и его прекрасном романе, то вот еще один
римский сюжет, с ним связанный.
А мы через 2000 с лишним лет в современном городе идем к воротам Пия.
Видим, между прочим, величественное здание главного офиса незабвенной трениталии:
Идем вдоль старой городской стены:
Напротив ворот памятник
берсальерам:
Мы еще на него поближе посмотрим.
А вот и сами ворота:
Фрагменты вблизи:
("Одобряет и поддерживает")
("Заставляет соблюдать правила")
Снова берсальеры:
Теперь поглядим на ворота со стороны города (внутри стены):
Но это, конечно, уже не Микеланджело.
Небольшой дворик, где в помещениях располагается музей берсальеров. Он был закрыт (понедельник), но мы туда и не собирались идти.
Вид от ворот на улицу
20 сентября (via 20 Settembre):
Во дворике установлены бюсты военачальников берсальеров:
Очень выразительная скульптура погибающего бойца:
(но это уже события Первой мировой войны - памятник берсальеру Энрико Тоти, родившемуся в Риме в 1882 г.; погиб 6 августа 1916 г.)
Надвратный образ Мадонны с младенцем:
Последний взгляд:
Сюжет, посвященный Воротам Пия, замкнут, и тут имеет смысл сделать паузу.
Коротко о всей программе того дня.
После Ворот Пия мы сели на метро (Castro Pretorio), доехали до Circo Massimo и пошли на Авентин. Собственно мы хотели пройти на площадь Рыцарей Мальты (Piazza Cavalieri di Malta), чтобы в специальный глазок поглазеть на купол куполов. Но там еще есть прекрасные церкви: S. Sabina, SS. Bonifacio e Alessio, а также монастырь S. Anselmo. И, конечно, чудесные парки с обзором (с одного из них и сделаны первые кадры этого сообщения).
После этого мы пошли на площадь Уст Истины, намереваясь обязательно войти в церковь S. Giorgio in Velabro за воротами Ianus Quadrifons. Но не удержались, зашли и в S. Maria in Cosmedin (спустившись в Крипту папы Адриана I), постояли в очереди к самим Устам.
Когда эти пункты программы были выполнены, мы проследовали в Трастевере, чтобы попытаться войти в церковь S. Grisiogono напротив Дома Данте и, может быть, спуститься там в раннехристианскую базилику 5 века. И всё это удалось!
А потом мы пошли к базилике S. Maria in Trastevere, посетили и ее, насладились ее великолепными мозаиками (но весь фасад завешен, увы; идет реставрация).
Ну и всё. Сели на трамвай (первый раз в Риме!), доехали до площади Венеции, прошли до Colosseo и на метро доехали до гостиницы.
Обо всём этом более подробно в следующих сериях.