Порталы Леонского собора

Oct 05, 2017 22:35




Здание собора, которое мы видим сейчас, приняло свой окончательный облик в 1901 году. С середины 19 века до конца 90-х годов была проведена сложнейшая и уникальная реставрация, история которой подробно описана в испанской википедии. Реставрация эта имела цель сохранить здание собора, оказавшееся в силу ряда причин под угрозой разрушения. Кроме того, она имела также цель восстановить первоначальный готический облик здания, так как на нем уже были многочисленные барочные наслоения. Так что главный фасад, да и южный также, следует уже расценивать как неоготику. Но это никоим образом не умаляет величия и древности сооружения. Ведь многие великие соборы Европы очень долго строились или реставрировались, вплоть до 20 века (как миланский).
Мы посмотрим сейчас порталы, портики и некоторые двери.


Начнем с главного, западного фасада.
Внутри его трехарочного портика находятся три входа и соответственно три портала, являющиеся памятниками подлинной готики (13-15 вв.). Только статуя Белой Мадонны (La Virgen Blanca) была в 1954 г. заменена копией, а подлинник перенесен в капеллу абсиды, о чем уже я говорил.
Будем продвигаться слева направо.
Левый портал, именуемый порталом Иоанна Крестителя, представляет в скульптурах тимпана сцены, связанные с Рождеством Христовым.





(в другом освещении)

Крупнее:




Здесь мы видим сюжеты: Встреча Марии и Елизаветы, Рождество, Поклонение пастухов, царь Ирод, Избиение младенцев, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Поклонение пастухов. Я не вполне понимаю Рождество. Отчетливо видны ясли с младенцем, но тогда какого младенца держит руках человек у ложа роженицы?
Под самим треугольником тимпана над дверью мы видим музицирующих ангелов.
В архивольтах представлено Древо Иессево, а выше сцены жизни Иоанна Крестителя, а также, видимо, некоторые святые и церковные иерархи. Отчетливо видно Крещение.






Дверь (резьба по дереву) также представляет интерес. Показаны Крестный путь Спасителя,Снятие с креста, Положение во гроб и Воскресение.






Между левым и центральным порталом находится колонна, за которой в нише видна статуя царя Соломона.




У этой колонны вершились в Средние века судебно-административные дела, и царь Соломон ассоциируется с королем Альфонсо X, при котором началось строительство собора.

***
Центральный портал, называемый порталом Белой Мадонны (Portada de la Virgen Blanca), в тимпане представляет Страшный суд:












Здесь я не комментирую, так как сюжеты ясны и типичны для такого рода порталов.
Наконец, третий, правый портал (где сейчас вход в собор), называемый порталом Св. Франциска, посвящен Успению и Коронованию Богоматери:






Здесь интересно посмотреть и на дверь:




Отчетливо видно Благовещенье.

Другая створка:






Скульптуры портика изображают библейских царей, пророков, а также Св. Петра и Иоанна Крестителя. Но каюсь, что не могу определить, кто есть кто (кроме показанного выше царя Соломона). Надеюсь, что просвещенные коллеги смогут это сделать. Поэтому просто посмотрим. Большинство скульптур, правда, находятся не в очень хорошем состоянии.












Не знаю, чье лицо здесь в тени, но интересно:
























Горгульи:













На этом я заканчиваю показ порталов главного фасада. Надеюсь продолжить и показать южные порталы и доступную часть порталов северного фасада, видимого только из клуатра.

путешествия, facebook, Испания, Леон

Previous post Next post
Up